Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жизнеучение", а не философскую систему) оказалось затененным его же художественным творчеством. Оно известно чаще всего в своих конечных моралистических выводах как толстовство, непротивленчество. Менее известны метафизические корни толстовского учения, его философское обоснование.
Духовный опыт и идеи Толстого приобретают особую злободневность в свете дискуссий о морали и ее месте в обществе, диалоге культур, конфликте цивилизаций и т. п. Кардинальный вопрос, который он исследует как мыслитель и которым мучается как человек, состоит в следующем: что могут значить и какой приобретают вид религия и нравственность для современного человека, если основой познания у него являются опыт и разум, а основой поведения - индивидуально ответственное действие.
Произведения, излагающие религиозно-нравственное учение Толстого, можно подразделить на четыре цикла: исповедальный - "Исповедь", "В чем моя вера?" и др.; теоретический - "Что такое религия и в чем сущность ее?", "Царство Божие внутри вас", "Закон насилия и закон любви" и др.; публицистический - "Не убий", "Не могу молчать" и др.; художественный - "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Воскресение", "Отец Сергий" и др. Философско-исторические взгляды мыслителя изложены в "Эпилоге" к роману "Война и мир", его эстетика - в цикле статей и прежде всего в трактате "Что такое искусство?".
Смотрите также
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...