3. Позитивизм
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 3. Позитивизм
Страница 3

В трудах Грота второй половины 80- 90-х гг. проступает такая особенность русского позитивизма, как "этизм". Грот пытался сформулировать национальную философскую программу, полагая, что научный синтез реальности с точки зрения морали составляет задачу русского мышления, что нашему мировоззрению суждено выдвинуть на первый план нравственные интересы. Грот сформулировал кредо русской философии как философии спасения мира от зла.

Тенденция рассматривать социальную сферу с позиций точных наук, своеобразные попытки преломить позитивистские идеи в исторической науке были присущи Николаю Ивановичу Карееву (1850-1931). Его привлекали проблемы философии истории, разработка которых принесла ему широкую известность. Философская направленность исторического анализа с наибольшей силой проявилась в его докторской диссертации "Основные вопросы философии истории" (1883-1890). Центральная мысль ее - выявление теоретических аспектов взаимосвязи философии и исторического знания, выработка руководящих начал, которыми надлежит пользоваться при создании философских обзоров истории человечества.

Кареев - основоположник позитивистской университетской историографии. Он причислял себя к тому направлению в позитивизме, которое критически относилось к контовской социологии, отвергал монизм в социологии, считал закон трех стадий применимым не к эволюции общества в целом, а лишь к его духовной сфере. По мнению Кареева, философия истории включает в себя две части: теоретическую и конкретно-историческую. Далее в его достаточно сложной структуре исторического знания общая теория истории делится на две области - теорию исторического знания (или историка), которая включает в себя вопросы гносеологии, логики, методологии, и социологию, в которой он, подобно Конту, различает социальную статику и социальную динамику. Последняя предполагает социальную морфологию, т. е. фиксацию исторических сдвигов, и историологию как науку о причинах, факторах исторического процесса. Недостаток контовской социологии Кареев усматривал и в повышенном внимании к обществу в ущерб роли личности. Для Кареева же главным критерием прогресса является становление личности. Вместе с тем изучение субъективного прогресса выступает у него как дополнительный подход к познанию объективной эволюции.

Позитивистские идеи находили проявление и в творчестве историка Роберта Юрьевича Виппера (1859-1954). Он был профессором кафедры всеобщей истории в Новороссийском университете (Одесса), с ноября 1897 по 1923 г. работал в Московском университете. В первый период своей духовной эволюции он выступал приверженцем основных установок классического позитивизма, к которым относятся: борьба с проявлениями спекулятивной философии истории, т. е. схематизмом; представление о взаимосвязи, взаимообусловленности и единстве всех сторон общественной жизни, сочетаемое с теорией факторов, исходящей из равнозначности первоначал исторического процесса; эволюционизм как способ объяснения исторического развития; взгляд на значение исторических личностей как на результат деятельности среды; сведение социологии к конкретной истории и др.

В дальнейшем во взглядах Виппера нарастали мотивы субъективизма и психологизма. В это время вышли его работы: "Очерки теории исторического познания" (1911); "Война и демократия" (1917); "Кризис исторической науки" (1921); "Гибель европейской культуры" (1923) и др. Разрабатывая методологию исторического познания, Виппер обратился к эмпириокритицизму (махизму), свойственному второй стадии развития позитивизма, что нашло выражение в "Очерках теории исторического познания". Представленная здесь концепция "исторического реализма" означала замену общей теории исторического процесса анализом психической активности индивида. Критикуя классический позитивизм за увлечение онтологическим срезом исследования, он делал упор на изучении психического, которое рассматривалось им феноменологически, как очищенное от материального, причинно-следственных отношений, связи и т. д. Теория факторов уступила место концепции "умственных разрезов", которая представляла материальное и духовное как две стороны единого нейтрального целого, взаимоотношения между которыми носят функциональный характер. Истоки выявления исторических фактов Виппер видел в сознании исследователя, в его способности к аналитике и комбинаторике. Поэтому историческое исследование интересовало его в значительной степени с точки зрения психологии творчества, им был дан анализ профессионального аспекта деятельности историка, в котором имеется немало ценных наблюдений. Обращая особое внимание на психическое как непосредственно данное, он вместе с тем предостерегал от "психологизации" и "драматизации" исторического процесса.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...