Позитивизм - одно из наиболее влиятельных в России второй половины XIX - начала XX в. направлений европейской философской мысли. Он относительно быстро внедрился в духовную жизнь России почти сразу же после выхода в 40-50-х гг. сочинений его основателя - французского философа Огюста Конта.
Внимание русской интеллигенции привлекла программа учения, включавшая: борьбу с метафизикой, критику рационалистического тупика, в котором оказалась предшествующая философия (прежде всего гегельянство); требование ограничения исследований пределами точных наук; стремление к построению системы "позитивного", или "положительного", знания, состоящей из шести дисциплин: математики, астрономии, физики, химии, биологии и социологии; план "социальной реорганизации" общества на базе совершенствования социальных наук.
Позитивистская доктрина по-разному интерпретировалась ее последователями, поскольку основания для этого дал сам ее создатель. Система позитивной философии оказалась противоречивой, во многом эклектичной, в ней наличествовали взаимоисключающие положения, например утверждения о всесилии научных знаний, с одной стороны, и о том, что мы знаем только одни феномены, явления - с другой. Поэтому некоторые последователи французского философа обращали внимание на требование ограничить знание опытом и наблюдением, подчинить методы исторической науки методам естествознания и вместе с тем - на разносторонность охвата проблем, что, безусловно, имело значение для тех, кто был подготовлен к такому восприятию в ходе увлечения гегельянством. Для других были интересны моменты субъективизма в его взглядах, что также было близко теоретическим поискам русской интеллигенции XIX в., в первую очередь народникам. Русская общественная мысль определяла позитивизм в основном как "наше время, схваченное в вопросы", т. е. не как философское построение, а как постановку вопросов для философии, считая, что разработка самой философии - впереди. Отсюда вытекает "многоликость" позитивизма в России, где система Конта принималась со значительными коррективами. Так, создатель позитивизма защищал во взглядах на общество монизм, а большинство его русских последователей - плюрализм, поскольку придерживались теории множества причин, обусловливающих социальное развитие. Не были согласны они полностью и с предложенной им классификацией наук, поскольку она не учитывала политэкономию, статистику, психологию.
К числу общих установок позитивизма в России следует отнести отрицательную реакцию на безраздельное господство спекулятивного мышления, стремление перевести знание на более трезвую, реалистическую позицию. Поэтому столь велика была популярность идей позитивизма в среде интеллигенции. Он был явлением общественной жизни России второй половины XIX - начала XX в. в целом, а не только университетской среды. Хотя именно последняя, естественно-научные ее круги стали проводниками контизма, информация о котором поступала преимущественно из журналов, связанных с функционированием университетов ("Вестник Европы", "Телескоп" и др.).
Для сторонников формировавшегося позитивизма важным был вопрос о том, какую дисциплину следует взять в качестве примера, своего рода парадигмы. Таким примером в 60-70-е гг. XIX в. стала биология. Не случайно первой разновидностью русского позитивизма стал органицизм. Сторонники данной точки зрения использовали понятие организма как функциональной системы для объяснения социальных процессов. Впервые она была выдвинута в качестве теории Г. Спенсером в работе "Основания социологии" (русский перевод - 1877 г.), в которой общество определялось как организм. Доказывал он свое утверждение следующим образом: 1) и обществу, и организму свойствен непрерывный рост; 2) с увеличением размеров у них наблюдается увеличение сложности строения. Наиболее видными представителями органической теории в университетской философии в России были Александр Иванович Стронин (1826-1889) и Яков Александрович Новиков (1850-1912). Заметим, что органицизм - точка зрения раннего Новикова, впоследствии он перешел на позиции психологизма. Центром органицистов был журнал "Свет", позднее, с 1881 г., преобразованный в "Мысль". В журнале печатались и положительно комментировались переводы произведений Г. Спенсера, А. Шеффле, Р. Вормса и других западноевропейских позитивистов. Против органического направления выступили Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, М. М. Ковалевский и другие социологи и правоведы, считавшие, что для постижения особенностей общества использование только сравнительного метода недостаточно. Уподобление человеческого общества организму - результат поверхностного мышления, который может только вредить успехам социологии.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...