Во второй половине XIX в. формируется так называемая государственная школа в pyсской историографии. Представители этой школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, А. Д. Градовский, В. И. Сергеевич, В. О. Ключевский, П. Б. Струве, П. Н. Милюков и др.), анализируя историю России, пытались открыть ее закономерности в контексте развития русской государственности. Государственная школа проявилась в русской философии права, испытавшей значительное влияние со стороны таких общепризнанных сторонников активной роли государства, как Т. Гоббс и Гегель. https://vitrag-spb.com стеклянная перегородка для торгового центра.
Борис Николаевич Чичерин (1828-1904) - философ, правовед, историк, социолог. После окончания юридического факультета Московского университета он сочетал научную работу с интенсивной публицистической деятельностью. Преподавал на кафедре государственного права Московского университета. В 1881 г. Чичерина избрали московским городским головой, но в следующем году он вынужден был оставить этот пост по политическим мотивам.
Научная и общественно-политическая деятельность Чичерина сыграла видную роль в формировании либерально-консервативного правосознания в России и оказала большое влияние на П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, П. Б. Струве и других мыслителей. Его философско-правовые воззрения изложены в сочинениях "Собственность и государство" (1881-1883), "Курс государственной науки" (ч. 1-3, 1894-1898), "Философия права" (1900). Фундаментальной, не потерявшей ценности до наших дней следует признать его "Историю политических учений" (ч. 1-5, 1869-1902).
Вместо гегелевской триады (тезис - антитезис - синтез) Чичерин выдвинул идею четырехзвенного саморазвития любого предмета: начальное единство, раскалываясь на две противоположности, обретает себя в конечном единстве. В человеческой истории саморазвитие Абсолютной сущности (Бога) протекает в практической (покорение природы, экономика, гражданский быт, политический строй) и теоретической (искусство, наука, философия, религия) сферах. Поскольку последняя является определяющей, открытие законов саморазвития Абсолюта ведет, по Чичерину, к пониманию закономерности процессов, происходящих в обществе, государстве, праве. Политико-правовые воззрения Чичерина, имея много общего в формальном плане с философией права Гегеля, в отличие от нее носят более индивидуалистический характер и в большей степени пронизаны либеральным началом.
С точки зрения Чичерина, личность есть основа социальной жизни, субстанция общества; она представляет собой единичную метафизическую сущность, обладает свободой воли и сознанием связи с Абсолютом. Будучи самоценной и выступающей всегда в виде цели, а не средства, личность с необходимостью приходит к идее права, которая становится объединительной социальной основой. Именно поэтому Чичерин определяет право как внешнюю свободу человека, выраженную в законе. Право приобретает у него характер объективированной идеи свободы, проходящей в своем развитии три стадии: стадию внешней свободы (право), стадию внутренней свободы (нравственность) и стадию общественной свободы (соединение права и нравственности в семье, гражданском обществе, церкви и государстве).
Критерием законодательства выступает у Чичерина естественное право. Руководящим началом естественного права является (помимо свободы) справедливость, которую он, вслед за Аристотелем, подразделяет на уравнивающую и распределяющую. Если уравнивающая справедливость находит свое воплощение во внешней свободе (юридическое формальное равенство), то распределяющая - в общественной (фактическое неравенство в обществе). Юридическое равенство и фактическое социальное неравенство Чичерин находил естественным, коренящимся в природном и божественном миропорядке.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...