Одним из первых в России Градовский попытался разработать диалектику взаимосвязи государства и нации. Государство, полагай он, возникает на довольно высокой ступени саморазвития нации, является реализованной формой достигшего своего расцвета национального правосознания. Образование государства - дело господствующей на данной территории нации, в ней - источник государственной силы. Малые народности, интегрируясь наряду с основным этническим населением в единую нацию, не играют решающей роли в определении своеобразия государства. Проявляющий себя в истории народ ("исторический народ") неизбежно проходит стадию государственности.
Градовский рассматривает государство как организацию, далеко не тождественную обществу и другим социальным институтам, имеющую собственные корпоративные интересы. Главную цель государства он видит в обеспечении им своего могущества, ибо слабое государство, теряя власть, перестает быть таковым. Однако выдвижение этой цели в качестве первостепенной не ведет к чрезмерному преувеличению роли государства, так как благодаря могуществу государства, по мнению Градовского, создаются условия для достижения общественных и личных целей. Важнейшая задача государства - содействовать все большей включенности человека в общественную жизнь, полнейшей реализации его социальной природы. В этом смысле Градовский оценивает образование государства как результат устранения изолированности человека: только в государстве, полагает он, личность достигает своего высшего развития.
Анализируя с позиций историзма различные формы правления (монархию, аристократию, демократию), Градовский (применительно к России - сторонник монархического устройства) отрицает право какой-либо из них претендовать на совершенство и вечное существование. Он убежден в том, что форма правления должна соответствовать "умственному, нравственному и экономическому состоянию народа", в противном случае она неизбежно будет меняться.
В начале XX в. государственная школа получила свое продолжение в политической философии Петра Бернгардовича Струве (1870-1944) - экономиста, философа, социолога, историка, общественного деятеля. Закончив юридический факультет Петербургского университета, Струве периодически читал политэкономию в различных учебных заведениях России. В 1916 г. он стал почетным доктором права Кембриджского университета в 1917-м - почетным членом Российской Академии наук. В 1890-е гг. Струве - один из видных представителей русского либерализма в форме "легального марксизма". Он играл существенную роль в создании и деятельности партии кадетов, избирался во II Государственную думу. Струве был одним из организаторов и авторов сборников "Проблемы идеализма", "Вехи", "Из глубины". В эмиграции (с 1920 г.) длительное время участвовал в антисоветском движении.
Эволюционировав от "легального марксизма" и позитивизма к идеализму и метафизике, Струве в конечном итоге сформулировал свои воззрения как философию либерального консерватизма, которая нашла отражение в выпущенной им в 1911 г. книге "Patriotica. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905-1910 гг.)". Представленные в ней философско-правовые идеи, во многом новые и оригинальные для России, несут на себе отпечаток влияния идей Гегеля, Л. Гумпловича (Струве посещал его занятия) и Б. Н. Чичерина (его учение Струве считал непосредственным предшественником своей политической философии).
Государство, считает Струве, представляет собой организацию сверхличного человеческого бытия, имеющую мистическую природу. Будучи сверхразумным и внеразумным, оно иррациональным путем связывает воедино отдельных индивидов. Ему свойственно стремиться к могуществу, усиливать свою власть внутри страны и вовне. Поскольку государственное могущество, произрастая изнутри, с неизбежностью проявляет себя вовне, то всякое реальное государство всегда было и будет проникнуто идеей империализма. Поэтому идея вечного мира представляется Струве утопичной, а война - естественной функцией государства и бесспорным обнаружением его мистической природы. В этой связи он выдвигает идею "патриотического эроса" - любви к родине, понимаемой как иррациональное религиозное чувство и нравственное совершенствование в деле объединения "личной жизни и государственных задач".
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...