В 1893 г. при содействии Страхова Розанов переехал в Петербург и поступил на службу в Государственный контроль, где проработал до 1899 г. К этому времени относится известная его полемика с В. С. Соловьевым о "свободе и вере" (1894), в которой было сказано много резких слов, причем запальчивость обоих мыслителей, по первому впечатлению, кажется чрезмерной. Оба ощущали надвигающиеся всемирные катаклизмы, и если Розанов еще надеялся, что "черное православие" спасет мир, то Соловьев верил только в грядущий Апокалипсис.
В 1899 г. Розанов, получив предложение А. С. Суворина, оставил службу и стал постоянным сотрудником газеты "Новое время", где работал до самого ее закрытия. Публиковался он и в других печатных органах.
Основные проблемы, которые интересовали Розанова, достаточно полно выразились в названиях его книг: "Сумерки просвещения" (1899), "Религия и культура" (1899), "Природа и история" (1900), "Семейный вопрос в России" (1903), "Около церковных стен" (1906), "Метафизика христианства" (1911) (по цензурным условиям разделенная на две книги: "Люди лунного света" и "Темный лик"; в первозданном виде под названием "В темных религиозных лучах" книга опубликована в 1994 г.). Обычно говорят о духовной эволюции Розанова, связанной с его отношением к христианству, когда он, начав как защитник православия, становится со временем критиком исторического христианства, противопоставив "религии Голгофы" "религию Вифлеема", затем - главным образом, по проблемам семьи - разворачивает ожесточенную борьбу с церковью, а позже и с Христом (самая острая статья - "О Сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира", вошедшая в книгу "Темный лик"). Но подобная "духовная эволюция" - лишь зримая сторона творчества Розанова. Глубинное его существование - это вечное вопрошание, которое имело свое развитие и выразилось в появлении книг "Уединенное" (1912) и "Опавшие листья" (1913; 1915), которые вобрали всю проблематику Розанова и вызвали многочисленные отклики в статьях и частных письмах - от самых восторженных до грубо ругательных.
В 1901 г. Розанов стал одним из учредителей Религиозно-философских собраний (1901-1903), преобразованных в 1907 г. в Петербургское религиозно-философское общество, откуда он вышел в 1914 г. после скандальных статей о деле Бейлиса. Летом 1917г. Розанов, спасаясь от бед, которые принесла Февральская революция, переехал вместе с семьей в Сергиев Посад, где создал последнее значительное произведение "Апокалипсис нашего времени" (1917-1918), в котором чаще всего видят главным образом новые нападки на христианство и восхваление иудаизма и язычества. В это время Розанов голодает. Неожиданная смерть сына ускорила его кончину. Умер Розанов в 1919 г. в нищете и примирении с церковью.
Метафизика пола. Центральный пункт философии В. В. Розанова - мистика пола, т. е. пол как некая космическая величина, в которой берут свое начало человеческая история, разные виды религий, состояние семьи и общества. Наиболее отчетливо эта тема обозначилась в книге "В мире неясного и нерешенного" (1901, 2-е доп. изд. - 1904), хотя те же проблемы решаются и в книге "Семейный вопрос в России", и в отдельных выпусках "Из восточных мотивов" (1916-1917), и во многих других работах. Ключом к открытию тайны пола, семьи, рождения стало изучение древних религий - от египетской до эллинской и иудейской.
Живой мир для Розанова пронизан полом. С усложнением организма пол находит все более отчетливое и яркое выражение. У человека пол - это начало личности, он и проявляется более всего в тех частях тела, где отчетливее выражено личностное начало: ладонь ("эмбрион лица"), ступня (почерк и походка каждого человека неповторимы, не говоря уже о музыкальном исполнительстве или танцах), наконец, само лицо и та "точка пола", которая определяет все: "Фигура человека, "по образу Божию, по подобию", имеет в себе как бы внутреннюю ввернутость и внешнюю вывернутость - в двух расходящихся направлениях. Одна образует в ней феноменальное лицо, обращенное по сю сторону, в мире "явлений"; другая образует лицо ноуменальное, уходящее в "тот" мир, к каким-то не астрономическим звездочкам, не наших садов лилиям, о коих . начинали петь и говорить . мистики".
Смотрите также
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...