Родился П. А. Флоренский в Грузии. Отец его - инженер путей сообщения, мать происходила из рода карабахских беков. Окончил Тифлисскую гимназию. В гимназии увлекался естественными науками, много экспериментировал. Летом 1899 г. он пережил духовный кризис, когда ему открылась ограниченность научного миросозерцания. В результате он пришел к вере в Бога, к вере своих дедов и прадедов по отцовской линии, которые были священнослужителями Костромской епархии.
В 1900 г. Флоренский поступил на физико-математический факультет Московского университета. Большое влияние на него здесь оказал один из основателей московской философско-математической школы Н. В. Бугаев, развивший оригинальное учение, названное им аритмологией (учением о прерывности). Флоренскому импонировала идея В. С. Соловьева о глобальном синтезе богословия, философии и науки, которую его учитель Бугаев конкретизировал в понятии "философско-математического синтеза". К синтезу всего доступного человеку знания на основе математики в свои ранние годы стремился и Флоренский. Тогда и оформился его "математический идеализм" весьма радикального свойства, о котором он писал: "В эти же годы юности выросло и утвердилось коренное убеждение, что все возможные закономерности бытия уже содержатся в чистой математике как первом конкретном, а потому доступном использованию, самообнаружении принципов мышления - то, что можно было назвать математическим идеализмом; и в связи с этим убеждением явилась потребность построить себе философское миропонимание, опирающееся на углубленные основы математического познания". Параллельно занятиям математикой Флоренский углубленно изучал философию.
В 1904 г. Флоренский познакомился с будущим своим духовником, епископом-старцем Антонием (Флоренсовым), который жил на покое в Донском монастыре. Епископ Антоний не благословил Флоренского принять монашество, к которому тот стремился, но благословил учиться в Московской духовной академии, находившейся в Сергиевом Посаде. В годы своего второго студенчества (1904-1908) Флоренский стал близок со старцем Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры иеромонахом Исидором. В эти годы он сосредоточивается на теме церкви, пишет большую работу "Понятие Церкви в Священном Писании" (1906), где уже намечены его основные богословские идеи. Его кандидатское сочинение "О религиозной истине" было опубликовано под названием "Столп и утверждение Истины" (1908). По окончании курса духовной академии Флоренский был утвержден и. о. доцента по кафедре истории философии. За время преподавания в академии (1908-1919) он создал ряд курсов по истории античной философии, философии Канта, философии культуры и культа. В 1914 г. Флоренский защитил магистерскую диссертацию, которая легла в основу его самой известной книги "Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи" (М., 1914), и стал профессором Духовной академии. В 1911 г. он был рукоположен в сан священника. В 1912- 1917 гг. Флоренский был редактором журнала "Богословский Вестник".
Революция не явилась неожиданностью для Флоренского. Он много писал о духовном кризисе возрожденской цивилизации, часто говорил о надвигавшемся крушении России из-за потери духовных и национальных устоев. После Октября 1917г. философ, как и его друг В. В. Розанов, остался на родине и верно служил своему народу. С 1918 г. он работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, которая спасла огромное историко-художественное богатство лавры. В 1921 г. Флоренский избран профессором ВХУТЕМАСа по кафедре "Анализ пространственности в художественных произведениях" на печатно-графическом факультете. Он сблизился со многими московскими художниками.
Смотрите также
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...