Н. А. Бердяев родился в Киеве в дворянско-аристократической семье. Учился в кадетском корпусе. В 1894 г. поступил в университет Св. Владимира на естественный факультет, через год перевелся на юридический. В нем рано пробудился интерес к философским проблемам. В четырнадцать лет он читал труды Шопенгауэра, Канта и Гегеля. Бердяев считал, что особенности его философского миросозерцания теснейшим образом связаны с характером его душевной и духовной структуры, с его "натурой". Острое переживание одиночества, тоска по трансцендентному как миру иному, неприятие несправедливости и ущемления свободы личности порождали в нем постоянные борения духа, бунтарство, конфликт с окружающей средой.
Неудивительно, что уже в ранней юности Бердяев порвал с традиционным патриархально-аристократическим миром, начал посещать марксистские студенческие кружки, а затем активно общался с революционно настроенной интеллигенцией, принимал участие в социал-демократическом движении. В 1898 г. он был арестован вместе со всем составом киевского комитета "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" и исключен из университета. В "марксистский период" (1894- 1900 гг.) он написал свою первую книгу "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском" (вышла в 1901 г.), снабженную предисловием П. Б. Струве. В нем Бердяев пытался сочетать идеи марксизма, понимаемого в "критическом" плане, с философией Канта и отчасти Фихте. Позже он отмечал, что источник его революционности всегда заключался в изначальной невозможности принять миропорядок, подчиниться чему-либо на свете. "Отсюда уже видно, - писал он, - что это революционность скорее индивидуальная, чем социальная, это есть восстание личности, а не народной массы".
Еще до встречи с марксистами у него определились симпатии к социализму, но обоснование ему он давал этическое. В марксизме его "более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив". Особенная чувствительность к марксизму осталась у Бердяева на всю жизнь: "Маркса я считал гениальным человеком и считаю и сейчас".
В 1901 г. Бердяев был отправлен на три года в административную ссылку в Вологду. Накануне ссылки у него начался духовный кризис. Сочинения Достоевского, Толстого, Ибсена, Ницше, общение с Л. Шестовым и другими немарксистскими философами открыли для него новые миры, вызвали внутренний переворот. Уже в вышеназванной книге обозначился крен в сторону идеализма. А появление статей "Борьба за идеализм" и "Этическая проблема в свете философского идеализма" (последняя была напечатана в сборнике "Проблемы идеализма", 1902) означало решительный поворот Бердяева от "критического марксизма" к "новому русскому идеализму", и он стал одним из главных выразителей этого течения.
Переехав в 1904 г. в Петербург, Бердяев вошел в редакцию журнала "Новый путь", а в 1905 г. вместе с С. Н. Булгаковым руководил журналом "Вопросы жизни". В эти годы произошла встреча "идеалистов", пришедших из "легального марксизма", с представителями культурно-духовного движения, получившего название "новое религиозное сознание" (Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, А. Белый, Л. Шестов и др.). На религиозно-философских собраниях деятелей русской культуры и представителей православной церковной иерархии напряженно обсуждались вопросы обновления христианства, культуры, внутренней жизни личности, соотношения "духа" и "плоти" и т. д.
В 1908 г. Бердяев переехал в Москву и активно включился в работу Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Обозначившийся у него еще ранее интерес к православному учению получил развитие во время встреч с наиболее видными его представителями.
Будучи одним из активных участников и теоретиков движения "нового религиозного сознания", Бердяев по многим принципиальным мировоззренческим вопросам не был согласен с другими представителями движения, никогда целиком не сливался с ним. Он считал себя "верующим вольнодумцем".
В 1909 г. Бердяев выступил соавтором книги "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции", вызвавшей широкий резонанс в России (здесь была опубликована его статья "Философская истина и интеллигентская правда"). В атмосфере надвигающихся мировых социальных катаклизмов вышли в свет его работы "Философия свободы" (1911) и "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916). Последнюю он считал первым выражением самостоятельности своей философии, ее основных идей.
Смотрите также
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...