Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938) родился в Киеве в семье фабриканта. Учился сначала на математическом отделении, затем на юридическом факультете Московского университета. Закончил образование в Киеве в 1889 г.
Первое крупное исследование Шестова "Шекспир и его критик Брандес" (1898) не привлекло к себе особого внимания. В 1900 г. выходит в свет его работа "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше. Философия и проповедь", а в 1903 г. - книга "Достоевский и Нитше. Философия трагедии". По этим сочинениям пока трудно было судить об оригинальной философской позиции автора: он еще не высказывался от своего собственного лица, предпочитая комментарии к произведениям рассматриваемых им писателей и философов.
Иной характер имела книга "Апофеоз беспочвенности" (1905), которой Шестов заявил о себе как весьма своеобразный философ. Мысль его маскировалась скептико-иронической манерой рассуждений и отличалась своей направленностью на разрушение различных философских систем, что и было отмечено критикой и за что он был назван циником и нигилистом. Сборники статей Шестова "Начала и концы" (1908) и "Великие кануны" (1910) только укрепили это мнение о нем, хотя мало кто задумывался об истоках этой, говоря его словами, смеси "величайшего цинизма, возвышенности, отчаяния и неслыханного сарказма".
Судьба Шестова в чем-то схожа с судьбой Кьеркегора и Ницше, переживших глубокие душевные потрясения. На его пути к браку возникли серьезные трудности: он воспитывался в строго следовавшей заповедям иудаизма семье, тогда как невеста его была православной. Вступив в брак за границей, он долгое время скрывал это от своего отца. Что-то надломилось в Шестове, выбило из привычной колеи, обратило его умственный взор к реальностям абсурдного, трагического, случайного, катастрофического, иррационального и таинственного.
"Философия трагедии", приверженцем которой он провозгласил себя в книге "Достоевский и Нитше", все очевиднее приобретала религиозную окраску, поскольку в написанной им в период 1911-1914 гг. работе "Sola fide - Только верою" (опубликована в 1966 г.) имеются явные указания на приоритет трансцендентного, Бога.
Общественная активность Шестова не была столь интенсивной, как деятельность других представителей богоискательства. Он часто выезжал за границу и подолгу жил там (в Италии, Швейцарии и Германии). В революционные годы Шестов публиковался в журналах "Мысль и слово", "Русская мысль", был одним из ведущих членов Вольной философской ассоциации в Петрограде. В 1920 г. он эмигрировал на Запад. За границей он написал большое число статей и книг. Среди них "На весах Иова" (1929), "Власть ключей" (1923), "Киркегард и экзистенциальная философия" (1939). Посмертно были опубликованы фрагменты эпистолярного наследия философа, а также его работы "Афины и Иерусалим" (1951) и "Умозрение и откровение" (1954).
С середины 20-х гг. имя Шестова становится известным не только во Франции, где он жил и работал, но и в других странах Западной Европы. Он оказал заметное влияние на французских экзистенциалистов (особенно на А. Камю). Шестов был участником многих международных философских конгрессов, преподавал в парижском Институте славянских исследований и в Сорбонне.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...