Философия Шестова столь своеобразна, что, прежде чем приступить к ее рассмотрению, следует сказать об особенностях выражения им своего мировосприятия. Это прежде всего скептицизм, нигилизм, ирония, косвенная, неопределенная манера изложения. Для него характерны также вопрошающе-предположительный способ рассуждений и неприязнь к "высоким" и "красивым" словам. Отсюда - острая критика им морализма, рационализма и метафизического идеализма. Однако за неприязнью к возвышенным суждениям об истине, разуме, добре и красоте скрывается отрицание не этих последних, а лишь традиционных путей их достижения. Шестов не оставил никакой теоретически разработанной системы, содержащей ясно выраженные гносеологические, онтологические и другие аспекты философского учения. Его идейное наследие запечатлено по большей части в форме философских эссе - своеобразных опытах "хождения по душам" его излюбленных мыслителей и героев - Достоевского, Ницше, Толстого, Чехова, Сократа, Авраама, Иова, Паскаля, позже - Кьеркегора. Он полемизировал с Бердяевым и Гуссерлем.
Философия Шестова - идеализм экзистенциального типа. В нем глубоко скрытые метафизические тревоги выливаются в такое философствование, в такую духовную борьбу, которая подчиняет и одновременно воплощает в себе все жизнепроявления человека. Недаром Бердяев характеризовал Шестова как человека, который "философствовал всем своим существом, для которого философия была не академической специальностью, а делом жизни и смерти". Шестов Л. Начала и концы // Соч.: В 2 т. Томск, 1996. Т. 2. С. 261. Бердяев Н. Основная идея философии Льва Шестова // Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964. С. 5.
Смотрите также
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...