2. Бытие как сверхрациональное всеединство
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Система теокосмического всеединства С. Л. Франка / 2. Бытие как сверхрациональное всеединство
Страница 2

Эта мысль подвергается Франком всестороннему анализу, стержнем которого является исследование логической природы определенности. Всякая определенность (любое строго сформулированное понятие и соответственно обозначаемый им предмет) А обладает только ей присущим содержанием постольку, поскольку она отличается от всех других определенностей, имеющихся в мире. Это множество определенностей, отличающихся от определенности А в логике, истолковывается как результат логического отрицания той или иной конкретной определенности (понятия) А и обозначается как не-А. Операция логического отрицания, как все логические операции и законы, носит универсальный, всеобщий характер. Соответственно вместе взятые А и не-А образуют универсальное всеобъемлющее множество, за пределами которого не остается места для каких-либо других определенностей. Вместе с тем входящие в состав этого множества определенности А и не-А образуют некую целостность, некое единство - они могут быть определенностями только в противопоставлении друг другу, поскольку представляют собою соотносительные и не обособленные друг от друга его элементы, а именно А определяется через противопоставление не-А и, напротив, не-А есть все остальное за исключением самого А. Указанное единство не является одной из определенностей в ряду других определенное гей, поскольку она выступает как предпосылка мыслимости самих этих определенностей. Иначе говоря, оно есть то, что выходит за пределы выражающейся в понятиях системы определенности и, следовательно, не подчиняется законам логики, стоит выше их. Поэтому Франк его называет "металогическим единством".

Особенно существенно то, что металогическое единство в силу отстаиваемого Франком принципа единства бытия и знания (онтологии и гносеологии) является одновременно и выражением "исконного (первоначального) единства", присущего бытию; при этом оно также мыслится как нечто сверхопределенное. Стоя выше раздробленности бытия на множество определенностей, т. е. множество независимо друг от друга существующих предметов, вещей или процессов, металогическое единство есть их исконное единство, целостное бытие. Более того, это целостное бытие вместе с тем является и универсальным всеохватывающим бытием, т. е. всеединством, поскольку в нем нельзя выделить каких-либо отдельных определенностей, внешних по отношению к нему и существующих самостоятельно, независимо от него. "Металогическое единство, не будучи особой определенностью, тем самым не имеет ничего вне себя, т. е. оно есть абсолютное единство или всеединство. Ибо все, что отлично от "иного", что вне себя полагает еще что-то, есть определенность". Лишь на основе этого исконного единства "возможна дифференциация определенностей и различение между этим и иным". Отсюда, чтобы можно было выделить отдельную определенность или систему определенностей, отвлеченному знанию должна предшествовать "интуиция целостного бытия как такового", т. е. более высокий тип знания. Именно оно дает нам предмет "как непрерывность или всеединство - единство, вмещающее в себя систему определенностей, но не тождественное ей, а возвышающееся над ней и в себе самом ее порождающее".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...