Чистая потенциальность бытия подобна некоему первичному хаосу, из которого, как из материнского лона, рождается все определенное, законченное, все то, что называется предметным миром. Все возникающее "рождается из темного - и притом не только для нас, но и в самом себе темного - лона потенциальности .". Именно это лоно чистой потенциальности, в котором нет каких-либо граней и границ, которое беспредельно и бесконечно по самой своей природе и в то же время находится в процессе вечного становления, перехода из одного в другое, и представляет собой непостижимое как таковое; оно есть то, что неизъяснимо и невыразимо в понятиях и потому трансрационально (сверхрационально). Обладая свойствами безусловно творческого начала, порождающего в себе и из себя все многообразие конкретных, частных определенностей (т. е. конкретных предметов и вещей) и одновременно содержащегося в них и через них реализующегося, оно образует всеединое, или всеединство. Именно в этом своем качестве всеобъемлющего всеединства непостижимое (трансрациональное) представляет то совокупное подлинное бытие, которое Франк называет реальностью и которое принципиально отлично от предметного бытия.
Трансрациональное, всеохватывающее бытие, или реальность, есть, таким образом, единство многообразных определений - единого и многого, актуального и потенциального, конечного и бесконечного, части и целого и т. д. Потому и о реальности нельзя сказать, что она только какое-то определенное "это" или "то" - как всеобъемлющая полнота она есть одновременно и "это" и "то", точнее, единство того и другого. В силу этого знание о реальности нельзя выразить ни в отдельно взятом утвердительном, ни в отдельно взятом отрицательном суждении, а только в разнообразных формах единства, перехода от одного суждения к другому. Это единство достигается в особой форме интуитивного познания, которое Франк, следуя за Николаем Кузанским, называет "умудренным неведением", т. е. знанием, которое, с одной стороны, нельзя выразить в обычных формах познания (и в этом смысле оно остается неведением) и которое в то же время возвышается над обыденным, рационально-рассудочным познанием и потому представляет собой то, что обычно называется мудростью.
Высший пункт, который может быть достигнут в подобном описании реальности, есть, по мнению Франка, монодуализм (двуединство), выступающий как своеобразная форма диалектического мышления, оперирующего противоположностями. Наиболее выразительными же образцами монодуалистического бытия, в понимании Франка, являются человек с его внутренним душевно-духовным миром (а также единство и взаимодействие многих личностей, образующих человеческое сообщество) и Божество как последняя глубина и основание реальности. См.: Франк С. Л. Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания. Спб., 1995. С. 39. Франк С. Л. Предмет знания. С. 219. Там же. С. 221 Франк С. Л. Непостижимое // Соч. М., 1990. С. 192. Там же. С. 233. Там же. С. 250.
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...