Новоевропейскому рационализму Эрн противополагает антично-христианское умозрение, именуемое им логизмом. В основе "логизма" лежит динамический опыт бытийного возрастания личности, взятой в ее ноуменальной глубине, на пути к предельной своей осуществленности. Эту динамику становления, преобразования, онтологического возрастания гениально выразил, по словам Эрна, "непревзойденный учитель современной мысли" Платон в своем учении об Эросе, которое тесно связано с идеей самопознания как обнаружения в себе божественного начала. Платоновское учение, далее, претворяется в христианское учение об Эросе, ревнующей, пламенеющей Любви, в учение об обожении (теосисе) - в сочинениях Григория Нисского и особенно Псевдо-Дионисия Ареопагита. Для Эрна, христианского мыслителя, бытие истины, таким образом, есть истинное бытие личности (человека, космоса, церкви), понимаемое как предельная осуществленность ее лика, предвечно сущего в Боге. Для человека таковым является опыт подвижничества, святости. Не "учение", не "идея", но именно святые как новая бытийная реальность в истории человечества - предвестники ожидаемого соединения Бога с человеком.
В целом "логизм" есть учение о божественном Логосе (Слове) ("В начале было Слово") как истоке бытия и мышления, восходящее к античному онтологизму Парменида и Платона, развитое "гениальным платоником Аристотелем" и неоплатониками и воцерковленное усилиями отцов и учителей церкви. И задача современной философии, по Эрну, заключается в творческом раскрытии основных прозрений антично-христианского "логизма" в утонченных терминах современного мышления.
Философия с точки зрения "логизма" отнюдь не есть дело только индивидуальное и личное, она имеет глубинные, сущностные корни. "Философ не только сам философствует, но и в нем философствует нечто сверхличное". Мысль получает свое истинное бытие не от некой внешней ей данности (как в различных версиях рационализма), но в осознании своей абсолютной сверхфактичной, сверхпсихологичной, сверхчеловеческой природы. Цельный разум, философское знание возможно постольку, поскольку человеческая мысль коренится в недрах трансцендентного божественного Разума, одновременно внутренне присущего всему, "сочувственно" проникающего сущее своими творческими энтелехиями-энергиями. Мысль - проявление божественного Логоса, Абсолюта. Логос как посредствующее в творении личное начало, форма форм, есть "коренное и глубочайшее единство постигающего и постигаемого, единство познающего и того объективного смысла, который познается". Логос открывается человеку в трех аспектах. Космический предстает через сферу эстетического переживания в естественных религиях, мифе и искусстве. Божественный проявляется в христианстве (подвиге просветления воли) как второе Лицо Троицы. Аспект логический открывается в философии. Последняя, будучи рассудочна по форме и синтетична по содержанию, приводит к единству теоретической мысли все данные человеческого опыта.
Характерное для рационализма понимание истины как соответствия понятия предмету в "логизме" сменяется онтологическим пони манием истины как динамического осознания бытия-в-истине. Познание человека "субъек тно" (термин Эрна): оно подчинено принци пу "метафизического эха", т. е. обусловлено спецификой личного бытия. Чтобы истинно знать, нужно истинно быть. Философ, соб ственно, не устанавливает истину, напротив, сама Истина (Логос), делая возможным мыш ление, формирует философа. Отсюда следу ет, что философ не творец истины; философ - свидетель Истины, мужественный ее ис поведник. Именно поэтому на вершине хрис тианского познания, по Эрну, находятся свя тые. Особое значение "логизм" Эрна придает описанию динамики духовного возрастания личности, лествицы христианского подвига. "Так вводится момент подвига и подвижни чества в самое познание, - замечает Г. В. Флоровский. - Гносеология открыто пре вращается в аскетику и учение о духовной жизни ." Практическое осуществление че ловеком своей ноуменальной идеи, извечной о себе мысли Бога есть обожение, причаще ние Логосу как Софии. "Логизм" предпола гает глубочайшее раскрытие личности, по скольку в нем "Бог - Личность, Вселенная - Личность, Церковь - Личность, человек - Личность"; в тайне своего личного бы тия, в своей бесконечной индивидуальнос ти человек гораздо адекватнее постигает проявление существования Бога и мира, чем применяя категорию мертвенной "вещности".
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...