Социально-философская проблематика долгое время находилась на периферии философских интересов Ильина (за исключением философских проблем права и правосознания). Интерес к ней заметно повышается только после высылки Ильина из России в 1922 г. Перед Ильиным, как и перед другими философами русского зарубежья, остро встал вопрос о причинах поразившего Россию политического и духовного кризиса и путях выхода из него.
В постановке, осмыслении и решении этих проблем Ильин занимает своеобразное место. Наиболее полно и резко это проявилось, пожалуй, в острой и длительной полемике, которая развернулась вокруг его первой значительной работы по социальной философии - книги "О сопротивлении злу силою" (1925).
Основная тема книги - проблема борьбы со злом. Эта проблема является центральной и, как показывает исторический опыт, наиболее трудной для христианской этики и всех этических доктрин, более или менее близких к ней. Особую остроту и сложность ей придает внутренняя антиномичность: утверждение в качестве высших этических ценностей заповедей любви и добра, которые необходимо положить в основу всего нравственного поведения человека, с одновременным признанием неустранимого присутствия в мире сил зла и насилия, в остром противодействии с которым протекает человеческая жизнь.
Ильин начинает с развернутой критики концепции непротивления злу Л. Н. Толстого, категорически запрещающей обращение к силе, в том числе и прежде всего к организованной силе государства в любых жизненных обстоятельствах. По его словам, придавая себе соблазнительную видимость единственно верного истолкования Христова откровения, учение Толстого долго внушало и незаметно внушило слишком многим, что "любовь есть гуманная жалостливость", что сопротивление злодею силою есть "озлобленное и преступное насилие". Что заслуживает общественной поддержки не тот, кто борется со злом, а тот, кто бежит от борьбы, и что "гражданское дезертирство есть проявление святости". Ильин создает выразительный образ русского интеллигента - непротивленца, своей пропагандой способствовавшего, как полагает он, постепенному подрыву всяческих волевых начал, в том числе государственных, в жизни русского общества, что способствовало моральному и идейному разоружению его перед лицом набирающих силу различного рода экстремистских, разрушительных, нигилистических тенденций.
Сам он считает приемлемым такое решение рассматриваемой проблемы, при котором применение насилия и силы не оправдывается, не освящается, не возводится в ранг добродетели, но вместе с тем считается вполне допустимым в определенных, четко и строго оговоренных условиях и обстоятельствах, когда все другие средства исчерпаны или вообще не могут быть применены.
С точки зрения Ильина, отношение ко злу - это прежде всего проблема нравственного выбора личности, ее нравственного долга. Но чтобы долг был исполнен, он должен быть понят, т. е. жизненная ситуация, в которой оказался человек, должна быть осознана как взывающая к его нравственному самоопределению, к его непосредственному участию. Наложение вечных моральных заповедей на конкретные жизненные ситуации не происходит автоматически. Я сам должен осознать, что между ними есть соответствие, и пережить его. Одна и та же заповедь вечной любви - "Положи жизнь за други своя" - может быть понята с равным основанием и как благословение крайнего непротивления, и как призыв к активному и даже вооруженному вмешательству. Поэтому Ильин не предписывает в качестве обязательного сопротивление злу силою, не навязывает какого-либо одного типа поведения при встрече личности с моральным злом.
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...