В соответствии с христианскими представлениями о Боге как личности Карсавин утверждает личностный характер всего бытия. "Возможен ли мир без личного своего бытия?" - ставит вопрос философ. Ответ гласит: единый в своем времени и пространстве мир осуществляет свое личное бытие; весь тварный мир - всеединая личность.
В многообразии существ философ выделял потенциально личные (неодушевленные предметы), зачаточно личные (животные) и действительно личные (человек, социальные образования).
Что же такое личность в трактовке Карсавина? Применительно к человеку, говорит он, слово "лицо" означает нечто существенное и потому постоянное, своеобразное и неповторимое. Таков же смысл выражений: "он - человек не безличный", "у него есть лицо" и т. п. При этом "лицо" во всех этих случаях следует мыслить как единство множества, и не только в данный момент времени, но и в потоке временного изменения. Прилагательное "личный" относит к одному и тому же "лицу" все множество его "выражений", "проявлений", "осуществлений" или "моментов". "Личность - конкретно-духовное или .телесно-духовное существо, определенное, неповторимо-своеобразное и многовидное". Но личность для Карсавина не просто совокупность множества моментов, а их единство во "всем ее времени" и во "всем ее пространстве". В идеале это совершенное всеединство, всевременное и всепространственное.
Как телесное существо, личность определена, она данность, необходимость. В качестве духовного явления личность не знает определения. Как дух, она есть свобода. "Дух - синоним не только единства, но и свободы", - подчеркивает Карсавин. Личность, таким образом, неразрывно связана со свободой. Свобода соотносительна с необходимостью, но раскрывает свою первичность как самодвижение и самоопределение личности.
Как и все бытие, личность осуществляет себя, по Карсавину, в трех способах: первоединстве, саморазъединении и самовоссоединении. "Личность "сама в себе" разъединяется на некоторое неточное и познающее средоточие, которое мы называем "я", и на "мое" или "свое", как на раскрытое, порожденное или изведенное этим "я" и им "познаваемое". Однако ушедшие в прошлое моменты продолжают жить в умаленном виде в памяти. Это и есть третий способ бытия - воссоединение, хотя здесь, несмотря на все усилия, и не достигается та степень единства, которой личность обладала до разъединения. Так возникает различие между несовершенным ("стяженным") и совершенным бытием личности.
Мир рассматривается Карсавиным не просто как личность, а как симфоническая всеединая личность или как иерархическое единство множества симфонических личностей разного порядка, а в них и личностей индивидуальных. Симфоническая личность, осуществляемая в человеческих личностях, обозначается в системе Карсавина как социальная личность. К такого рода личностям он относит народ, культуру, человечество и т. д. Каждая из этих личностей является все тем же всеединством, только различным образом "стяженным". Применяя к личности принцип триединства, мыслитель утверждал, что "всеединая симфоническая и социальная личность отражает в себе и в каждом своем моменте личности Триипостасную Сущность".
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...