Всевозможные взаимоотношения личностей представлены в философии Карсавина как проявления, "индивидуации" одной и той же высшей личности и объединение их в ней и в нее.
Обосновав личностный характер бытия, Карсавин все же первостепенное внимание уделял социальной личности. Социальных личностей много, они представлены личностями разного иерархического порядка или разной степени "общности": от первичной социальной группы до человечества - высшего олицетворения мира. Они различаются по своему личному специфическому качествованию, по своей "идее", а также по степени совершенства. В данной схеме более совершенный индивид является моментом в "вертикальном" ряду более совершенных социальных личностей, которые в этом ряду иерархически соотносятся между собой, индивидуализируются в нем и живут. Так, совершенный человек должен принадлежать к совершенной семье, социальной группе, народу, культуре. Но высшим критерием совершенства для Карсавина как христианского мыслителя является Богочеловечество, что для личности как духовного начала выражается в стремлении внутренне воссоединиться с Богом.
Развивая учение о симфонических личностях, Карсавин отталкивался от идеи коммуникации (взаимного общения). Всякое взаимное общение двух или более индивидуумов, например беседа, уже предполагает некоторую социальную личность, их двуединство, триединство, многоединство, без чего нет ни взаимопонимания, ни какой бы то ни было взаимосвязи. Случайное и недолгое общение незнакомых людей, митинг, собрание - все это "социальные эфемериды", т. е. краткосрочно существующие личности. Социальные личности с более продолжительным сроком существования, но проявляющиеся время от времени - это "периодические социальные личности". Однако существуют и "постоянные личности", такие, как народ, правящий слой, человечество.
Особое значение философ придавал вопросу о функциях социальных личностей. У каждой из них, по его мнению, есть основное задание или - по отношению к индивидуируемой ею личности - основная функция. От многообразия и полноты этой функции зависит и полнота самой социальной жизни. Так, народ и семья определяются очень обширными, почти всеобъемлющими заданиями. Они должны индивидуализировать в себе все бытие, а не воплощать лишь немногие его качествования. Благодаря этому они могут достигать высокой степени личного бытия и отчетливо выражаться в своих индивидах. Внутри себя такие личности функционально-органически членятся и функционально определяют взаимоотношения своих индивидов. Но вот сословия уже функционально ограничены, отрицают многие "качествования" других сословий. Еще более ограничен общественный класс. А чем ограниченней функция, тем менее, полагал Карсавин, проявляется личное бытие в социальной группе и тем менее индивид эту социальную группу выражает. В итоге Карсавин выделяет два типа социальных личностей: самодовлеющие (полные) и функциональные. В пределе, полагал он, функциональность приводит к полной утрате социально-личного бытия. Сама же функциональность также трактовалась двояко: статически и динамически. Статически личность функциональна, поскольку она является более или менее постоянным органом для выражения создания и воли высшей социальной личности, например семьи, рода, сословия, народа, которые выступают как органические личности. Они не просто сосуществуют, но представляют некую иерархию, в которой низшие непосредственно проявляются в индивидах, а высшие могут осуществлять себя лишь через посредство низших. Таким образом, утверждается существование личностей первого, второго, третьего и т. д. порядков. Данное положение важно для понимания особенностей как метафизики Карсавина, так и его социально-политических воззрений.
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...