Обращение к философии истории было естественным для мыслителя, начавшего свой творческий путь как исследователь духовной культуры латинского средневековья и никогда не утрачивавшего интереса к проблемам исторической науки. Установление первоначал исторического бытия и рассмотрение "значения и места исторического в целом мире и в отношении к абсолютному Бытию" - цель, которую ставил перед собой автор фундаментального труда "Философия истории". Высшей задачей исторического мышления он считал "познание всего космоса, всего тварного всеединства как единого развивающегося субъекта". В более узком смысле слова история, по Карсавину, имеет своим содержанием "развитие человечества, как всеединого всепространственного и всевременного субъекта".
В реальном мире ("тварном всеединстве") выделяется наиболее совершенная, или, что точнее, наименее "умаленная" его часть - собственно историческое бытие. Оно - центр космоса и противостоит большей "умаленности" его - природному миру. Но "умаленный" более, чем человечество, мир приближается к человеческой исторической жизни и переходит в нее, хотя бы в одном из исторических "качествований" - в познании мира человеком.
Субъект истории, полагал Карсавин, "социально-деятельностное человечество", и соответственно предмет исторической науки - "человечество в его социальном, т. е. общественном, политическом, материально- и духовнокультурном развитии".
Для понимания особенностей исторического мышления Карсавина особое значение имеет развиваемое им положение о важности в развитии истории социально-психического момента и целостного подхода к ее изучению. Историк в соответствии с данной установкой должен сосредоточивать свое внимание на социально-психическом развитии всеединого человечества. Именно оно, полагал Карсавин, обусловливает единство материальной и духовной сфер, поскольку в конечном счете в основе всякой социальной деятельности лежат потребности и желания, т. е. факторы психического порядка. Споры историков-материалистов и идеалистов он считал бесплодными, поскольку видел в материальных и идеальных факторах лишь разные воплощения человеческой деятельности.
Главной для философии истории Карсавина стала категория развития, не имеющая ничего общего с позитивистской трактовкой прогресса. Под развитием понимался процесс, в котором какое-либо целое (организм, душевная жизнь) непрерывно изменяется, становится качественно иным не под воздействием извне, а благодаря диалектической природе самого субъекта развития. Это переход от одного момента исторического субъекта к другому. Взаимоотношения между отдельными людьми, социальными группами, взаимосвязи между историческими явлениями следует объяснять не прямым воздействием одних на другие, а разными проявлениями высших субъектов. Исторические индивиды (человек, семья, народ) - это проявления самого мирового всеединства в каком-либо из неповторимых его аспектов. Царство исторического бытия состоит из субъектов, взаимопроникающих друг в друга и тем не менее свободно развивающихся, поскольку в каждом из них содержится, хотя и в "стяженном" виде, зародыш всего и внешних отношений между ними нет. Карсавин критиковал позитивистскую теорию прогресса за абсолютизацию одного, высшего, и обесценивание остальных этапов, которые служат лишь средством для первого. В его философии истории прошлое, настоящее и будущее наделяются чертами нравственной равноценности, ни один из исторических этапов не может рассматриваться как средство, каждый обладает самоценностью. Жесткой схеме позитивистского прогресса мыслитель противопоставлял гибкие, вероятностные представления об историческом развитии, допускающем различные вариации.
В этой связи Карсавин утверждал, что юмовско-кантовское понимание причинности как воздействия извне неприменимо для исторического исследования. Влияние двух народов друг на друга возможно только потому, что оба они - моменты высшего объемлющего их субъекта (культуры, человечества, космоса). Влияние природы на жизнь народа не есть просто внешний фактор: природа страны, как и вообще все материальные элементы бытия влияют на исторический процесс не сами по себе, а лишь преломляясь в сознании и претворяясь в социально-психический элемент. Природа, как и человек, - это "индивидуации" высшего субъекта, т. е. макрокосма.
Цель всякого развития, согласно Карсавину, - осуществление мирового всеединства как абсолютной индивидуальности. Но в земной эмпирической жизни эта цель недостижима, она может быть осуществлена лишь в сверхэмпирическом порядке. Поскольку, согласно христианским представлениям, процесс усовершенствования мира осуществляется через Боговоплощение, то весь исторический процесс объявляется Карсавиным процессом Богочеловеческим. История при таком подходе рассматривается в качестве становления и умирания церкви, чередования внутри христианства различных его "индивидуаций". Поэтому, писал Карсавин, история должна быть религиозной, больше того, "история должна быть православной".
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...