Несмотря на отрицание Карсавиным социальной причинности, историческая реальность подчинена в его философии строгой необходимости. Жесткий примат коллективного начала над индивидуальным, вытекавший из общих принципов социальной философии Карсавина, отводил индивидуальной личности лишь низшее место в иерархической структуре бытия. Это таило в себе угрозу ограничения самостоятельности и свободы, самоценности индивидуальной человеческой личности, что и проявилось в известной степени в его политической философии. Правда, сам Карсавин неоднократно подчеркивал, что развиваемая им концепция всеединства не принижает эмпирической истории человечества и "нисколько не противоречит свободе человечества и человека", а, напротив, только она способна обосновать свободу. Он решительно настаивал на том, что реальное единство, проявляющее себя в деятельности "всякого исторического индивида (семья, класс, народ, государство), не приводит к умалению индивидуальной деятельности, "уничтожению" индивида, реальности его проявлений". Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993. С. 15. Там же. С. 81. Там же. С. 88. Карсавин Л.П. Введение в историю (Теория истории). Пг., 1920. С. 8, 9. Карсавин Л.П. Философия истории. С. 171. См. там же. С. 335. Карсавин Л.П. Введение в историю. С. 11.
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...