Несмотря на отрицание Карсавиным социальной причинности, историческая реальность подчинена в его философии строгой необходимости. Жесткий примат коллективного начала над индивидуальным, вытекавший из общих принципов социальной философии Карсавина, отводил индивидуальной личности лишь низшее место в иерархической структуре бытия. Это таило в себе угрозу ограничения самостоятельности и свободы, самоценности индивидуальной человеческой личности, что и проявилось в известной степени в его политической философии. Правда, сам Карсавин неоднократно подчеркивал, что развиваемая им концепция всеединства не принижает эмпирической истории человечества и "нисколько не противоречит свободе человечества и человека", а, напротив, только она способна обосновать свободу. Он решительно настаивал на том, что реальное единство, проявляющее себя в деятельности "всякого исторического индивида (семья, класс, народ, государство), не приводит к умалению индивидуальной деятельности, "уничтожению" индивида, реальности его проявлений". Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993. С. 15. Там же. С. 81. Там же. С. 88. Карсавин Л.П. Введение в историю (Теория истории). Пг., 1920. С. 8, 9. Карсавин Л.П. Философия истории. С. 171. См. там же. С. 335. Карсавин Л.П. Введение в историю. С. 11.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...