Различные исследователи евразийства называют разные, порой диаметрально противоположные, причины его возникновения. Представляется поверхностным объяснение, будто евразийство есть лишь следствие ностальгических ощущений части русской эмигрантской интеллигенции, покинувшей Россию, отражение ее растерянности и неуверенности. Неустроенность эмигрантской жизни, чувство тоски по "дыму отечества", несомненно, сказывались на мироощущении эмигрантской интеллигенции. Однако акцентирование внимания на самом факте эмиграции явно недостаточно. Главной причиной, породившей евразийство, является уникальность исторической обстановки, которая сложилась на крутом повороте истории в первой четверти XX в. в мире, в Европе и в России. Первая мировая война, падение сразу нескольких империй, две русские революции 1917г. - все это привело к кардинальным изменениям не только геополитической, но и интеллектуально-духовной ситуации, что требовало новых подходов для ее объяснения. Ориентация на Запад казалась совершенно несостоятельной в годы массовых катаклизмов и кризисов. Вышедшая в 1918-1922 гг. книга О. Шпенглера "Закат Европы" нанесла ощутимый удар не только по неосуществленным западноевропейским идеалам, но и по российским западникам. Вместе с тем весьма ослабла привлекательность панславизма, особенно после того, как в годы мировой войны славянские народы оказались вовлеченными во вражду между собой.
Притягательность евразийства объяснялась, по словам Н. А. Бердяева, и тем, что "это единственное пореволюционное идейное направление, возникшее в эмигрантской среде, и направление очень активное. Все остальные направления, "правые" и "левые", носят дореволюционный характер и потому безнадежно лишены творческой жизни и значения в будущем".
Евразийцы приняли революцию в России как свершившийся факт, как реальность, которая не может быть повернута вспять. "Евразийское направление обращено к реальной России и реальным в ней жизненным процессам, оно признает факт довершившейся революции с ее перераспределением социальных групп бесповоротным, хочет работать в пореволюционной среде и потому живет не эмигрантскими фантазиями и галлюцинациями, а реальной действительностью". Не приняв ни коммунистических идей, ни идей реставрации (последние отстаивало большинство эмиграции), евразийцы предложили свой проект строительства новой России - Евразии, вызвавший своей новизной большой интерес в русском зарубежье, а у многих его представителей и желание участвовать в его реализации. Против новейшей критики марксизма. М., 1929. С. 238. Так, социолог Н. И. Чебышев считал, что "евразийство - порождение эмиграции. Оно взошло на малой грамотности, на незнании России теми, кого революция и беженство застигли подростками" (Возрождение. Париж. 1927. 16 февраля). Бердяев Н.А. Евразийцы // Путь. 1925. № 1. С. 134. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев. "Евразийство" Опыт систематического изложения // Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн М , 1993. С. 301.
Смотрите также
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...