Свой отказ от марксизма, который часто отождествляется ими с "экономическим материализмом", "легальные марксисты" пытались представить как стремление вернуться к народу, подлинно народному религиозному духу, а в личном плане как духовное и логическое развитие и углубление своего миропонимания, миросозерцания.
Эволюция "легального марксизма" проходила в условиях идейной борьбы с революционно настроенными социал-демократами, теоретиками и вождями которых были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. В интересах преодоления экономических и социально-философских идей народничества социал-демократы пошли на временное соглашение с "легальным марксизмом", в то же время подвергая его принципиальной критике. Этому посвящены, например, работы Ленина "Отражение марксизма в буржуазной литературе", "Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве", "Некритическая критика", "О политической линии" и др. В оценке Ленина "легальный марксизм" - это отражение марксизма в буржуазной литературе, его искажение и ампутация его революционности. Критика народничества "легальным марксизмом", считал он, означала его переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.
Ленин оценивал как "эклектические" попытки "легальных марксистов" "привить" неокантианство марксизму, настаивая на "цельности", "непротиворечивости" марксизма, на "органическом единстве" всех его составных частей. Он упрекал "легальных марксистов" (прежде всего Струве) в объективизме, выражающемся в требовании беспристрастного констатирования "неизбежности данного ряда фактов" вне учета конкретно-исторических условий, в рамках которых эти "факты" творятся людьми (классами, социальными группами, слоями), и считал, что только классовый подход к явлениям социальной действительности, оценка их, исходя из интересов трудящихся масс, делает возможным ее объективное рассмотрение. В его представлении лишь марксизм в состоянии обеспечить такое рассмотрение, ибо он "не ограничивается указанием на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно класс определяет эту необходимость".
Много работ, направленных против неокантианства и "легального марксизма", написал Г. В. Плеханов, объединив их в сборник "Критика наших критиков". Включенные в него статьи "Материализм или кантианство", "Несколько слов в защиту экономического материализма", "Об экономическом факторе" и другие переводились на ряд европейских языков. Он критиковал методологию "легального марксизма" за идеализм, софистику и метафизику, считая, что только диалектико-материалистический метод плодотворен и адекватен современной науке. Оценивая концепцию "легального марксизма" как вульгарно-эволюционистскую, он в ответ на слова Струве, что "интеллект не терпит скачков", на примерах истории показывает наличие в действительности не только эволюционных, но и революционных изменений. Марксизм, в его представлении, чужд всякому фатализму, квиетизму, созерцательности, пассивности. Он не только не подрезает "крылья пламенным мечтаниям" (Струве), но, наоборот, вскрывает активную роль субъективного фактора в историческом процессе.
В начале XX в. "легальный марксизм" как идейно-политическое течение перестает существовать, его представители переходят на другие идейно-философские и социально-политические платформы. В 1902 г. Струве становится редактором журнала "Освобождение" либерального направления, а вскоре, как и Туган-Барановский, вступает в партию кадетов. Видными представителями так называемого религиозно-философского возрождения выступают Бердяев и Булгаков.
Экономизм. В российской социал-демократии периода ее становления (конец XIX - начало XX в.) сформировалось идейно-политическое течение, получившее название "экономизм". Лидерами и теоретиками экономизма были Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович, А. С. Пиккер (А. Мартынов), П. А. Нежданов (Череванин) и др. Основные печатные органы "экономистов" - газета "Рабочая мысль" и журнал "Рабочее дело".
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...