По Ленину, диалектика, будучи теорией развивающегося познания, выступает и как теория развития самого объективного мира. В связи с этим он говорит о противостоянии двух основных концепций развития. Согласно одной концепции, развитие сводится к простому постепенному росту чего-то изначально существующего; согласно другой, - развитие, являясь процессом и результатом разрешения внутренних противоречий предмета, приводит к скачкообразным качественным изменениям. "Первая концепция, - пишет Ленин, - мертва, бледна, суха. Вторая - жизненна. Только вторая дает ключ к "самодвижению" всего сущего; только она дает ключ к "скачкам", к "перерыву постепенности", к "превращению в противоположность", к уничтожению старого и возникновению нового". Под этой второй концепцией Ленин и понимает диалектику, которая позволяет объяснить и обосновать необходимость революций в развитии общества.
Занявшись в "Философских тетрадях" специально диалектикой, Ленин отходит от того нарочитого схематизма в противопоставлении материализма и идеализма, который имел место в "Материализме и эмпириокритицизме". Он даже заявляет, что "умный идеализм" (имея в виду прежде всего гегелевский диалектический идеализм) "ближе к умному материализму, чем глупый материализм". Углубившись в исследование диалектического процесса познания, он усматривает в самой его сложности и противоречивости гносеологические корни идеализма. Отсюда его вывод, что философский идеализм не "чепуха" (как можно было бы, впрочем, подумать, судя и по многим его высказываниям в "Материализме и эмпириокритицизме"), а "одностороннее, преувеличенное . развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный". На этом основании он рекомендует не отбрасывать с порога рассуждения идеалистов и агностиков, как это делали многие марксисты (кстати, и в течение многих лет после смерти Ленина), а исправлять их, "углубляя, обобщая, расширяя их", как это делал Гегель по отношению к Канту.
"Философские тетради" были целиком опубликованы лишь в 1929-1930 гг. (фрагмент "К вопросу о диалектике" - в 1925 г.) и оказали на советских марксистов значительно меньшее влияние, чем "Материализм и эмпириокритицизм". Между тем они в гораздо большей степени соответствовали образу мыслей самого Ленина, его умению анализировать сложные социальные процессы и на этой основе вырабатывать соответствующие стратегию и тактику. Об этом можно судить прежде всего по его политическим работам и политической деятельности, где философская позиция Ленина предстает в целостном виде. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 276. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 123. Там же. С. 139. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 380. Там же. Т. 29. С. 321. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 321 - 322. Там же. С. 233. Там же. С 317. См. там же. С. 202. Там же. С. 317. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 248. Там же. С. 322.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...