1. Философская мысль в 30-е гг.
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Советская философская мысль 30 - начала 50-х гг. / 1. Философская мысль в 30-е гг.
Страница 2

Расширительная системно-онтологическая модель философии марксизма, сформировавшаяся в 20-е гг. прежде всего в деборинской школе, в 30-е гг. упрочила свои позиции, несмотря на беспощадную критику "меньшевиствующего идеализма". Хотя Маркс и Энгельс в зрелый период своего творчества придерживались идеи конца прежней философии, выступали против универсальной "системы философии", они не только не были противниками системности в сфере теории, но, наоборот, ратовали за построение новой системы научных знаний о природе, обществе и человеке, опираясь на диалектико-материалистический метод. При этом основоположники марксизма в общей форме сформулировали свои теоретические прогнозы насчет того, какую роль при этом будут соответственно играть философия и конкретные естественные и общественные науки, и в этом свете дали свои определения предмета и структуры марксистской философии.

Историческая практика внесла в эти прогнозы существенные коррективы. Уже в 20-е гг. в советской философии возник вопрос, готовы ли конкретные, особенно естественные, науки взять на себя разработку тех общих проблем научного мировоззрения, которые раньше разрабатывались под эгидой философии. Речь шла, в первую очередь, о том, стало ли естествознание сознательно-диалектическим и материалистическим, чтобы сыграть такую роль, или философия по-прежнему должна руководить науками, "управлять" ими. Хотя в 20-е гг. было немало сторонников идеи "наука - сама себе философия", эта идея была отвергнута. Основной причиной при этом было то, что в послеоктябрьский период во многих конкретных науках значительным влиянием пользовались идеалистические философские концепции и долгое время после Октября 1917г. шел процесс перехода естествоиспытателей и обществоведов на позиции марксизма. В таких условиях наиболее "практичной" для политического руководства страны выступила такая концепция предмета и структуры марксистской философии, которая обеспечивала бы непосредственное мировоззренческое и методологическое руководство всеми естественными и общественными науками, своего рода контроль над ними. И уже в 20-е гг. такая концепция была сформулирована в основном в работах деборинской группы. В решении основных задач изучения мира, создания целостного научного мировоззрения основная роль была отведена философии, которая, занимаясь теми же задачами, что и конкретные науки, должна была руководить ими, направлять их, резюмировать и логически обрабатывать решения, уже найденные ими, освобождая их из "лабиринта противоречий". Подобная расширительная, системно-онтологическо-мировоззренческая интерпретация предмета и структуры марксистской философии в принципе сохранилась и в дальнейшем.

Против истолкования философии марксизма в духе панфилософизма в начале 30-х гг. выступил Д. Б. Рязанов. Он критиковал тех, кто выпячивает философию односторонним образом, возлагая на нее такую нагрузку, которая ей не по плечу, если не смотреть на нее вместе с Гегелем как на всеобъемлющую науку, которая дает решения всех конкретных вопросов практической жизни. Благодаря "философской эпидемии", говорил Рязанов, размножаются с ужасающей быстротой специалисты по "тактике" всевозможных наук и в то же время совершеннейшие халтурщики из этих специальных наук, знающие все "вообще" и ничего конкретно.

В связи с указаниями разрабатывать материалистическую диалектику, учитывая важнейшие задачи классовой борьбы, в планах работы всех философских учреждений страны оказалось множество довольно искусственных проблем, призванных продемонстрировать связь философии с практикой и политикой. Например, сотрудники Института философии участвовали в разработке таких тем, как "Методологические проблемы технической реконструкции СССР", "Методологические проблемы социалистического планирования", "Колхоз как социалистическая форма общественных отношений". Понятно, что участие философов в этом случае не могло выйти за рамки дилетантских рекомендаций. И тем не менее собственно теоретические проблемы философии в планах философских учреждений имели место, несмотря на переориентацию на "практику". Так, в пятилетнем плане Института философии на 1933 - 1937 гг. основной задачей ставилась разработка философского наследия Ленина, теории материалистической диалектики, создание "предпосылок для перестройки науки на базе диалектического материализма". В сфере диалектического материализма центральными назывались проблемы соотношения диалектики, логики и теории познания, теории отражения и категорий диалектики. При этом ставилась задача борьбы на два фронта: против тех, кто отрицал необходимость работы над систематической разработкой категорий диалектики, и против "схоластической деборинской установки" на создание "абсолютно или относительно законченной системы категорий".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...