В 1932 - 1936 гг. в СССР проживал болгарский философ-марксист Тодор Павлов (псевд. П. Досев) (1890 - 1977), работавший деканом философского факультета МИФЛИ, профессором ИКП и сотрудником Института философии Комакадемии. В 1936 г. вышел его труд "Теория отражения. Очерки по теории познания диалектического материализма", носивший преимущественно исследовательский характер в отличие от большинства тогдашних работ, в которых комментаторство и интерпретация текстов основоположников марксизма явно преобладали над самостоятельным анализом. Автор проанализировал такие проблемы, как переход от материи к познанию, от ощущения к мышлению, познавательный образ, истина, первичные и вторичные качества, единство непосредственного и опосредствованного в процессе познания и др. В книге философия марксизма толкуется как теория познания, наука о наиболее общих законах содержательного мышления, которое является содержательным потому, что отражает объективное бытие. Хотя автор и увлекался идеей тождества диалектики, логики и теории познания, но понятие "тождество" отличал от понятия "единство", говоря о субъективной и объективной диалектике, т. е. не отождествлял диалектику объективного мира с логикой и теорией познания. Самая детальная информация оборудование для ресторана кухни у нас на сайте.
С 1933 по 1945 г. в СССР находился и работал в Институте философии еще один зарубежный марксист - Георг Лукач (1885 - 1971). В эти годы у нас вышло много его трудов, прежде всего по проблемам, в которых он проявил себя как заслуживающий внимания исследователь. В молодости Г Лукач испытал влияние Зиммеля, М. Вебера и Канта, эволюционируя к объективному идеализму Гегеля. В начале 20-х гг. он оказался на позициях левацкой философии синдикализма. В книге "История и классовое сознание" Лукач отвергал, в частности, диалектику природы и ленинскую теорию отражения. Находясь в СССР, Лукач в 1934 г. выступил с самокритикой, но избежать полностью своего былого "левачества" не смог, поскольку оно вполне вписывалось в тогдашнюю идеологическую обстановку. Так, он напрямую связывал идеализм с фашизмом, нигилистически оценил социал-демократическую философию, отвергал возможность этики в марксизме и т. д.
Особенности тогдашней советской философии наглядно проявились во взглядах, которые пропагандировали М. Б. Митин и его единомышленники. Он был заместителем директора Института философии Комакадемии (затем АН СССР), главным редактором журнала "Под знаменем марксизма" (1930^ - 1944), директором НМЛ (1939 - 1944), академик с 1939 г., автор книг. "Гегель и теория материалистической диалектики" (1932), "Боевые вопросы материалистической диалектики" (1936) и др. В середине 1929 г. вместе со своими единомышленниками он открыл "второй фронт" против тогдашнего "философского руководства" во главе с Дебориным, усматривая в его деятельности формалистическо-абстрактно-схоластический уклон в философии марксизма с тенденцией к окончательному отрыву от актуальных политических задач. Поставив в качестве главной задачи политизацию философии в духе генеральной линии партии в изложении Сталина, ратуя против "пустого теоретизирования", Митин первоначально разделял вульгаризаторский тезис о философии как одной из форм политики. В дальнейшем, однако, продолжая настаивать на необходимости связи философии с практикой и политикой, он стал критиковать "узколобый" эмпиризм и делячество, считал неправомерным отказ от разработки собственно теоретических проблем философии. Неоднозначными представляются в ретроспективе взгляды Митина на ленинский этап в философии марксизма. Вопреки раздающимся в последнее время высказываниям, согласно которым о таком этапе говорить неправомерно, следует сказать, что это понятие имеет право на существование: Ленин поставил ряд философских проблем, которые существенно модифицировали мысли Маркса и Энгельса о диалектическом методе. Митин явно преувеличивал, когда утверждал, что Ленин внес новое в постановку и разрешение всех вопросов диалектического материализма, но он был прав, когда выступал против попыток свести его философские взгляды к общему учению о революции, он отмечал также то новое, что Ленин внес в теорию отражения, в осмысление вопроса о тождестве диалектики, логики и теории познания, в учение о единстве противоположностей как сути диалектики. Поскольку Митин признавал идею тождества диалектики, логики и теории познания главной в ленинском этапе философии марксизма, он считал эту идею главной и в с
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...