Новые подходы проявились в исследованиях проблем сознания и самосознания (А. Г. Спиркин, В. П. Тугаринов, Ф. Т. Михайлов и др.), соотношения чувственного, рационального и иррационального, роли интуиции и фантазии в познании, взаимосвязи языка и мышления, философских проблем семантики и семиотики.
Природа человеческого сознания и мышления - стержневая тема философских размышлений Мераба Константиновича Мамардашвили (1930 - 1990). Исследование этой темы он проводил не в традиционном плане объективного соотношения души и тела, психического и физического, а выявляя особенности и условия умственной деятельности философа, наблюдающего процессы, происходящие в сознании. Согласно его представлениям, философ существует прежде всего не в своей психологической субъективности, а в объективном своем отношении к сознанию. Он выступает как философ лишь тогда, когда процесс познания у него протекает на уровне рефлексии сознания и самопознания. Эти акты философской рефлексии уже заключены внутри наук: психологии, этики, физики и др. - в качестве предпосылок и условий научного познания. Иными словами, сам акт познания содержит "какие-то философские акты, независимо от того, знаем мы об этом или не знаем". Совокупность этих философских актов, содержащихся внутри научных операций, Мамардашвили называл "реальной или натуральной философией", приверженцем которой он себя считал. "Реальная философия" представлялась ему неким мысленным, духовным полем, в котором совершаются акты научного познания, составляющие неотъемлемый элемент культуры. Ясно, что эти подходы шли в русле не традиционной проблематики материалистической диалектики, а прежде всего феноменологии.
В связи с необходимостью философского осмысления проблем кибернетики активно анализировались созданные ею новые понятия - информации, управления и обратной связи, которые стали играть важную роль и в других науках: биологии, медицине, экономике, лингвистике и т. д. Некоторые философы (Б. С. Украинцев и др.) полагали, что информация есть производное от отражения, особая форма всеобщей связи. Другие авторы (В. М. Глушков, И. Б. Новик) рассматривали информацию как свойство материи вообще. По их мнению, информация и отражение выражают разные стороны одного и того же явления. В информации, в структурности ее символов выражается упорядоченность отражения. Соотношение информации и отражения рассматривалось также в работах В. С. Тюхтина, А. Д. Урсула и др. Важное место в исследованиях занимали проблемы моделирования. Общепринятым стало деление моделей на вещественные (материальные) и знаковые (идеальные). Особое внимание уделялось знаковым моделям, т. е. формальным математическим и логическим системам, каждая из которых способна описывать ряд различных объектов. Вопросы философии. 1966. № 7. С. 163. Там же. С. 164. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991. С. 293. См. также: Он же. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997. С. 195 - 198. Ильенков Э. В. Философия и культура. С. 268. См.: Ильенков Э. В. Становление личности: к итогам научного эксперимента // Коммунист. 1977. № 2. См.: Дубровский Д. И. О природе идеального // Вопросы философии. 1971. № 4; Он же. Проблема идеального. М., 1983. См.: Копнин П. В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. М., 1973; Он же. Диалектика, логика, наука. М., 1973. Копнин П. В. Введени
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...