3. Новые подходы в социально-философских исследованиях
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Новые тенденции и направления в философских исследованиях (60 - 90-е гг.) / 3. Новые подходы в социально-философских исследованиях
Страница 1

Научные дискуссии 60 - 70-х гг. выявили отставание разработок как общей теории исторического процесса, так и проблем современного общественного развития. Назрела потребность в переосмыслении статуса исторического материализма, который чаще всего стали называть общесоциологической или социально-философской теорией. Этот подход нашел свое отражение в работах: "Марксистско-ленинская теория исторического процесса" (под ред. Ю. К. Плетникова. Т. 1 - З, 1981 - 1987); В. Ж. Келле и М. Я. Ковальзона "Теория и история" (1981); К. Х. Момджяна "Концептуальная природа исторического материализма" (1982) и др. Творчески ориентированные философы выступали за преодоление догматического разделения и обособления диалектического материализма и исторического материализма, что подспудно приводило к представлению о существовании неких "двух материализмов" - диалектического и исторического. Они стремились истолковывать структуру марксистской философии как целостную теорию, в которой диалектический материализм и исторический материализм находятся во внутреннем единстве (при всей их относительной специфике). Целостный подход в определенной мере проявился и в создании обобщающих работ по теории материалистической диалектики, которая охватывала бы все сферы бытия. В первой половине 80-х гг. вышел в свет ряд таких многотомных трудов (руководители авторских коллективов П. Н. Федосеев, Л. Ф. Ильичев, М. Б. Митин, Ф. В. Константинов и др.). При всех своих недостатках эти труды, отражая достигнутый уровень предшествующих исследований отдельных категорий и проблем диалектики, внесли определенный вклад в разработку интегральной теории развития, основанной на признании органической связи между общефилософскими и социальными аспектами теории диалектики.

Необходимость интегративного подхода особенно ощущалась в анализе комплексных, глобальных и стыковых проблем, порождаемых развитием науки и общественной практики (например, научно-технической революции, культуры, человека, экологии и т. д.).

Длительное время особенности социальной формы движения, "социума", не были предметом исследований на общефилософском уровне. В вышедших в этот период работах о природе социального субстрата как особой формы развития материи делался вывод, что появление человека означало возникновение качественно новой по сравнению с предшествующими видами развития материи социальной формы, проявляющейся в целеполагающей деятельности человека. В ряде работ были раскрыты особенности социально преобразующей и духовной деятельности людей, структуры человеческой деятельности, соотношения объективных факторов деятельности и самой активности субъекта исторического процесса. Деятельностный подход нашел широкое применение в гуманитарных науках - психологии, лингвистике, эргономике, культурологических исследованиях и т. д.

Этот подход позволил осуществить более глубокий анализ общественного производства как способа общественной жизнедеятельности. Социальный компонент, выступающий в форме производства самого человека, рассматривался как связывающий воедино материальную и духовную составные части общественного производства и воспроизводства. В коллективной монографии "Духовное производство" (1981) анализировалась духовная деятельность (производство сознания) в системе общественного разделения труда, была дана его историческая типология. Широко исследовались структура общественного сознания, соотношение материального и идеального в обществе, проблемы философии истории, образа жизни и общественной психологии.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего представителя м ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...