С середины 50-х гг. начался определенный подъем историко-философских исследований, укреплялась тенденция к преодолению традиционных методологических установок, тормозивших их развитие. Подверглись критике проявления нигилистического отношения к философскому наследию, противопоставление русской философии западноевропейской, абсолютизация "принципа партийности" и т. д. В противовес некоторым зарубежным авторам, противопоставлявшим "западное" и "восточное" мышление, советские исследователи исходили из необходимости выявлять вклад каждого народа во всемирную историю философии, преодолевать как традиционный "европоцентризм", так и обозначившиеся тенденции "азиоцентризма". В течение 1957 - 1965 гг. вышла в свет шеститомная "История философии" (под ред. М. А. Дынника, М. Т. Иовчука, Б. М. Кедрова и др.). Это была первая в марксистской литературе попытка охватить всемирный историко-философский процесс с древнейших времен до 60-х гг. XX в. В сферу анализа была включена также философская мысль ряда ранее не исследовавшихся малых стран и народов. Вместе с тем уровень анализа снижался вследствие расширительного понимания предмета истории философии, раздробленности материала, проявлений схематизма и упрощенчества в освещении историко-философского процесса.
Высоким профессионализмом отличаются труды Валентина Фердинандовича Асмуса (1894 - 1975) по истории античной философии, философии нового времени, немецкой классической философии и литературы. Особое внимание он уделял проблемам истории диалектики, интуиции (ее роли в решении ключевых проблем гносеологии) и эстетики.
В течение 60 - 80-х гг. исследования в области истории философии приобретали все более многоаспектный характер, что требовало разработки более гибкой их методологии. Было признано, что противоположность материализма и идеализма в какой-то мере определилась только на заключительных стадиях развития древнегреческой философии, а окончательно оформилась лишь в новое время. Наряду с антитезой "материализм - идеализм" стали применяться и иные принципы деления философских учений: рационализм и иррационализм, рационализм и эмпиризм, сциентизм и антисциентизм и др. В отличие от прежних установок отмечалось, что материалистические взгляды подчас носили консервативный характер, а религиозно-идеалистические порой становились знаменем прогрессивных сил. Было преодолено сложившееся с конца 40-х гг. нигилистическое отношение к классической немецкой философии, особенно к философии Гегеля. Подверглись критике вульгарный социологизм и модернизация, проявлявшаяся в попытках сблизить мировоззрение отдельных философов прошлого с марксизмом. Был расширен "реестр" методологических принципов: наряду с традиционными историко-хронологическим и персональным получили обоснование проблемно-категориальный и "страноведческий" подходы.
Важный вклад в познание истории философии и методологию ее исследования внесли труды Теодора Ильича Ойзермана (р. 1914), Алексея Сергеевича Богомолова (1927 - 1983), Игоря Сергеевича Нарского (1920 - 1993) и др.
Работы Т. И. Ойзермана "Проблемы историко-философской науки" (2-е изд., 1982), "Главные философские направления" (2-е изд. 1984), "Основы теории историко-философского процесса" (в соавторстве с А. С. Богомоловым, 1983) и другие посвящены анализу специфики философского знания, закономерностей развития философии, иными словами, - разработке теории историко-философского процесса. Выявляются специфические особенности философии как общего теоретического мировоззрения, соотношение единства и многообразия философской проблематики. Исследуются проблемы возникновения философии и ее источников (взаимоотношения с мифом, эпосом и научным знанием). "Суммарно говоря, возникновение философии осуществляется в результате разрешения противоречия между мифологическим представлением и элементами развивающегося первоначального научного знания о природе и обществе". Анализируя историко-философский процесс, Ойзерман делает вывод, что "историко-философский процесс есть необходимый способ существования философии, благодаря которому ее прошлое включается в последующее развитие". А. С. Богомолов особое внимание уделял проблемам истории диалектики, в частности в античной философии. Он впервые в отечественной литературе дал развернутый критический анализ английской и американской философии XX в., немецкой философии второй половины XIX - первой половины XX в. С этой тематикой перекликаются работы И. С. Нарского по истории западноевропейской философии XVII, XVIII, XIX и XX вв., в них особое внимание обращается на проблемы теории познания и диалектики.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...