Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Предыстория русской философии (X-XVII века) / Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси
Страница 2

Среди оригинальных сочинений, относящихся к самому раннему периоду развития русской православной культуры и имеющих философское значение, нужно прежде всего назвать "Слово о законе и благодати" Илариона, ставшего в эпоху правления Ярослава Мудрого митрополитом Киевским (1051-1054). По своей форме "Слово" Илариона представляет собой торжественную проповедь, обращенную к верующим и убеждающую их в превосходстве христианства над иудаизмом. На первом плане в рассуждениях Илариона - противопоставление двух религий с точки зрения их представлений об отношении человека и Бога. Если иудаизм провозглашает верховенство формального закона, полностью подчиняющего себе человека и не оставляющего места его свободе, то христианство и Новый Завет открывают возможность свободного общения человека с Богом, противопоставляя закону благодать. В этом сочинении впервые выражена мысль, в дальнейшем очень часто повторявшаяся в русской философии, - мысль о великом будущем Русской земли, русского народа, приобщившегося к мировой истории после принятия христианства.

К жанру морализаторских сочинений, очень популярных в Средние века, относится "Поучение" Владимира Мономаха, занявшего в 1113г. великокняжеский престол в Киеве. В "Поучении" особенно сильно проявилась сохраняющаяся в культуре языческая традиция. Выполненное в форме наставления главе государства, сочинение Мономаха имеет явную антицерковную направленность и может рассматриваться как одно из первых проявлений гуманистической тенденции в русской мысли, противостоящей аскетически-монашескому направлению, родоначальником которого был Феодосии Печерский (XI в.), прославившийся тем, что превратил Печерскую лавру в монастырь с очень строгим уставом. В "Поучении" отдается явное предпочтение мирским делам человека, мирской сфере жизни в противовес идеалу православного монашества, требующему отречения от земной жизни и аскетического умерщвления плоти.

К тому же самому жанру, что и "Поучение" Владимира Мономаха, относится "Моление" Даниила Заточника (XIII в.), в ранней редакции названное "Словом". Здесь к князю, главе государства, обращается самый обыкновенный человек, болеющий за судьбу своей страны и прекрасно понимающий все одолевающие ее напасти. С удивительным для Средневековья чувством личного достоинства Даниил говорит о великом значении каждого человека, о ценности земной жизни, о том, что подлинная религиозность и подлинная вера в Бога носит внутренний, а не внешний, показной характер и связана с разумным осмыслением своего положения в мире. Утверждая приоритет разума, мудрости перед такими внешними характеристиками человека, как богатство, высокая должность или монашеское отречение от мира, Даниил выступает одним из первых ярких представителей рационалистической традиции в русской мысли.

К этой же традиции можно в определенной степени отнести и Кирилла Туровского (XII в.), епископа города Турова, находящегося близ Киева. От него дошло довольно много трудов, в основном богословского характера, очень по-разному оценивающих значение земной жизни человека. Наиболее интересна позиция, изложенная в его позднем сочинении "Слово о расслабленном", где за основу взята соответствующая евангельская притча. Хотя и не столь резко, как упоминавшиеся ранее его современники, Кирилл подчеркивает высочайшую ценность земного бытия, сотворенного, по его мнению, Богом ради человека. В развитии этой мысли он доходит даже до утверждения, что само очеловечение Бога, пришествие Христа, есть акт служения Бога человечеству и направлено на то, чтобы избавить человечество от духовного недуга и открыть путь к истине. Одним из первых в истории русской православной мысли Кирилл поставил вопрос о соотношении веры и разума и занял в этом вопросе позицию умеренного рационализма, близкую к позиции Фомы Аквинского и классической западной схоластики. Утверждая приоритет веры, Кирилл признает необходимость согласования веры и разума и полезность разума не только для мирской жизни, но и для оправдания догматов православия.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...