Кардинальным понятием для философских взглядов Ломоносова, которые можно охарактеризовать как естественно-научный реализм, является "материя". Нередко он отождествлял это понятие с категориями "сущность", "бытие", "вещь". В своем учении о материи Ломоносов обращался к философским традициям прошлого: к наследию античности, философским идеям нового времени. С его точки зрения, при сопоставлении понятий "материя" и "тело" необходимо указывать, что "тела состоят из материи и формы . что последняя зависит от первой". Материя, по его определению, "есть протяженное, несопроницаемое, делимое на нечувствительные части .".
Ломоносов различал три вида материи: 1) собственную, 2) постороннюю и 3) тяготительную. Раскрывая специфику каждой из них, он отмечал: "Собственная материя - та, из которой тело состоит и известным образом определяется; при ее изменении неизбежно изменяется и само тело. Посторонняя материя - та, которая заполняет в теле промежутки, свободные от собственной материи", и представляет собой "тело тончайшее", как эфир, "текучее и весьма способное к движению всякого рода". Наконец, тяготительная материя - это носитель эффекта притяжения и отталкивания.
В тесной связи с понятием материи Ломоносов рассматривал категории "пространство", "протяжение", "время", "сущность", "инерция", "движение". "Все, что есть или совершается в телах, - писал он, - происходит от сущности и природы их; но сущность тел состоит в конечном протяжении и силе инерции, а природа - в движении их, и поэтому все, что есть в телах или совершается в них, происходит от конечного протяжения, силы инерции и движения их". Он был убежден в универсальном проявлении движения в вещах и явлениях мира.
В работе "О тяжести тел и об извечности первичного движения" (1748) Ломоносов обосновал положение о том, что "первичное движение" существует вечно. Признание атрибутивного характера движения является для него методологическим средством объяснения процессов и качеств механических, физических, химических, геологических и иных явлений. Выражая свою оценку важной роли фактора движения для качественных характеристик природных явлений, он подчеркивал, что природа тел состоит в движении.
Использование понятия материи и связанных с нею категорий позволяло Ломоносову, во-первых, шире описывать земные и космические объекты как в количественных, так и в качественных аспектах; во-вторых, выделять различные физические процессы: геологические, минералогические, почвенные, химико-физические и т. п.; в-третьих, сформулировать идеи соотносимости единичного и общего, взаимодействия частей целого. Весьма стройная система взглядов на природу явилась основой всего его мировоззрения.
В своих научных представлениях он еще допускал существование эфира, но при этом исключал устаревшие понятия "флогистон" и "теплород", "флюиды" и "хладожидкость". Ломоносов одним из первых использовал физико-химическое понятие "массы", приобретшее впоследствии большое значение в науке. Уже в работах 1738 - 1739 гг. он обратил внимание на проблемы строения сложного вещества и, главное, - на необходимость их решения объединенными средствами математики, механики, физики, химии и философии.
В отличие от традиции, существовавшей в период учебы Ломоносова в Славяно-греко-латинской академии, уже в 40-е гг. им полностью преодолевается "двойственное отношение" к гелиоцентрической системе Н. Коперника. При этом мыслитель приходит к выводу, что Солнечная система образована из вещества в виде его мельчайших частиц, что много общего не только в очертаниях планет и звезд, комет и метеоритов, но и в их строении и составе. Анализируя свои наблюдения совмещения движущейся Венеры с диском Солнца, Ломоносов сделал открытие о наличии у Венеры атмосферы. Многие аспекты геологии, космологии и космогонии Ломоносовым рассматривались впервые. Они включали комплекс таких вопросов, как образование "слоев земных", земной коры и водных "массивов", континентов и морей, геофизических и гидрологических, геохимических и атмосферных явлений. Причины формирования Земли, ее "ядра" и коры Ломоносов усматривал в действии внутренних физико-химических сил. Что касается космических факторов, то им он отводил роль внешних условий, сопутствующих тому или иному процессу, протекающему в недрах планеты. При этом ученый указал на важность выделения пространственно-временных геологических стадий, эпох развития Земли. Почти два столетия спустя В. И. Вернадский укажет на необходимость изучения тех комплексных проблем Земли, начало исследованию которых положил Ломоносов.
Отвечая на запросы своего времени, а нередко и опережая их, Ломоносов изучал грозовые явления, колебательные движения в различных средах, природу тепловой энергии Солнца, причины северного сияния и многие другие практические важные научные проблемы. Такие феномены, как электричество и магнетизм, он объяснял движением частиц, опираясь на создаваемую при этом теорию атмосферного "грозового электричества". Природу света, полагал он, составляют процессы, близкие к электромагнитным.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...