Диалектика любви и свободы
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философские взгляды Ф. М. Достоевского / Диалектика любви и свободы
Страница 2

По-видимому, в этом и состоит смысл всего рассказа: человеку нужно верить в возможность реализации на земле идеального состояния жизни через полноту любви, однако этот идеал значим не как самодостаточное состояние, не как окончательная цель, по отношению к которой все остальное - только средство. Его значение в том, что он является критерием для тех выборов, которые постоянно предлагает человеку его свобода. Человек, не осознающий этого идеала или не верящий в возможность его воплощения, полностью утрачивает ощущение целесообразности жизни и бытия в целом; в борьбе любви и свободы в его душе окончательную победу одерживает свобода, и ее ничем не сдерживаемая иррациональная полнота приводит к полному отрыву личности от мистического целого. В этом случае человек уже при жизни погружается в царство смерти, как это происходит со Свидригайловым, Смердяковым и Раскольниковым.

Если же человек обладает полнотой веры, если он ощущает возможность реализации в нашей жизни того идеала, о котором возвещает его вера и к которому она его непрерывно приближает, то этого одного уже достаточно для того, чтобы не дать свободе полностью восторжествовать над любовью. В этом случае вера помогает сохранить баланс между двумя метафизическими "атрибутами" личности. Хотя даже этот баланс не спасает человека от трагедий и катастроф, человек все-таки остается в живительном "энергетическом поле" несовершенного мистического целого, объединяющего всех людей и помогающего им стремиться к недостижимому совершенству, - к совершенству, которого они, в сущности, и не хотели бы достичь, а если бы и достигли, то непременно разрушили бы его снова ради полноты своей свободы.

Тем не менее, сказанное не означает, что человек является только относительным существом, не способным реально раскрыть в себе свою абсолютность. Достоевский не признает рационалистического противопоставления относительного и абсолютного и мыслит человека (каждую конкретную эмпирическую личность) как иррациональный синтез, сочетание относительного и абсолютного измерений.

Абсолютность человека - это его способность задавать в себе и в своем эмпирическом, относительном состоянии возможность преображения к идеальному, совершенному состоянию, которое становится целью всей человеческой активности (в центре этой активности и находится вера). При этом главная проблема нашего бытия заключается в том, что "границу" между абсолютным и относительным невозможно провести однозначно (собственно, и само понятие "граница" здесь вряд ли применимо, даже в качестве метафоры). Каждая эмпирическая личность выступает как неразложимая цельность, в которой относительное и абсолютное присутствуют в каждом поступке, в каждой мысли, в каждом чувстве и т. д. - в каждом ее проявлении. Однако человек не может существовать без постоянных усилий по "разделению" абсолютного и относительного, без этого он теряет основу для своего бытия. В результате он постоянно делает одну и ту же ошибку - искусственно обособляет абсолютное и относительное и поэтому искажает их соотношение в своей жизни.

Но это означает, что идеал, который человек формулирует для выражения своей абсолютности (по сути, невыразимой), является неадекватным ей и, как следствие, не может быть реализован. Более того, его реализация привела бы к радикальному искажению смысла подлинной абсолютности человека, к искажению его сущности. Без относительного измерения человек перестал бы быть человеком, поэтому его стремление к "обособленной" абсолютности (к "чистому" идеалу) обречено оставаться только стремлением, и та же самая свобода, которая составляет главное определение абсолютности человека, является источником его относительности, т. е. источником зла в мире. Эта диалектика относительного и абсолютного в человеке, имеющая основание в его иррациональной свободе, выражена в одном из главных героев творчества Достоевского - в Иване Карамазове.

Трагедия Ивана как раз в том, что он слишком однозначно и слишком радикально проводит указанную "границу" между относительным и абсолютным в человеке и в его жизни, создает "слишком" возвышенный идеал. В результате реальная жизнь и весь эмпирический мир вокруг человека приобретает исключительно негативное определение, а устремленность к идеалу становится такой острой, что делает невыносимой жизнь в реальном мире и превращает Ивана в фанатика справедливости и добра. Ясно представив себе идеальное состояние человека, его абсолютное состояние, Иван уже не может найти ни малейшего оправдания миру, где все несовершенно и относительно.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...