Владимир Сергеевич Соловьев родился 16 января 1853 г. в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева. По матери Соловьев происходил из старинного украинского рода и приходился родственником Г. Сковороды. Духовное развитие будущего философа протекало очень бурно. В ранней юности он пережил увлечение крайним материализмом и нигилизмом в духе 60-х годов XIX в. Это определило его решение поступить на естественный факультет Московского университета (1869). Однако, проучившись здесь два года, Соловьев переживает духовный кризис, связанный с крушением своего материалистического мировоззрения, переходит на историко-филологический факультет и начинает активно изучать философию (особенно большое влияние на него оказали Спиноза, Кант, Шеллинг, Шопенгауэр и Э. Гартман). В 1873-1874 гг. он был кроме того вольнослушателем Московской духовной семинарии.
В 1874 г. Соловьев защищает магистерскую диссертацию "Кризис западной философии (против позитивистов)" и начинает преподавать на кафедре философии Московского университета. В 1875 г. он уезжает в научную командировку в Англию, работает в Британском музее, с увлечением изучает мистическую литературу (особенно большое впечатление на Соловьева произвела Каббала - система еврейской мистики). Летом 1876 г. Соловьев возвращается в Москву, однако весной следующего года переезжает в Петербург, где продолжил читать лекции в университете и на Женских курсах. Еще раньше, в 1877 г., была опубликована незаконченная работа Соловьева "Философские начала цельного знания", которая особенно ясно обозначила направление его философского развития. В начале 1878 г. он читает в Петербурге цикл публичных лекций "Чтения о Богочеловечестве", где излагает все самые важные идеи своей философии. Наконец, в 1880 г. Соловьев защищает докторскую диссертацию на тему "Критика отвлеченных начал".
В марте 1881 г. Соловьев в одной из своих публичных лекций призвал нового царя Александра III помиловать участников покушения на Александра II. Это привело к тому, что ему было запрещено чтение публичных лекций; он был вынужден также уйти из университета. До самой смерти Соловьев остается свободным мыслителем, целиком посвятив себя работе над философскими и публицистическими трудами. В 80-е годы Соловьев особое внимание уделяет теологии, истории религии и церкви. Он пишет исторические и богословско-философские труды: "Духовные основы жизни" (1882-1884), "История и будущность теократии" (1866), "Россия и вселенская церковь" (1889). В 1887 г. в Париже Соловьев прочитал доклад о России, в котором резко критически отзывался о русской церкви и отдавал предпочтение католичеству. Позже этот доклад составил основу небольшой книги "Русская идея" (1888). В это время Соловьев много сил уделяет разработке теократической утопии - своему пониманию будущего человечества как постепенного осуществления на земле Царства Божия, основанного на соединении самодержавия и церкви (материальной власти русского царя и духовной "власти" римского папы).
В 90-е годы Соловьев разочаровался в своей утопии, и в его творчестве вновь начинает преобладать философская проблематика. К этому времени относится создание работ "Красота в природе" (1889) и "Смысл любви" (1892-1894). Самым фундаментальным трудом последних двух десятилетий стала книга "Оправдание добра" (1897). Некоторые новые идеи, которые могли бы в дальнейшем привести к существенному изменению метафизической системы Соловьева, содержатся в незаконченном цикле статей, объединенных условным названием "Теоретическая философия" (1897-1899). Пессимистическое настроение Соловьева относительно будущего человечества, овладевшее им в последние годы жизни, ярко обозначилось в последнем крупном сочинении "Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории" (1900). 31 июля 1900 г., в самом расцвете творческих сил, Соловьев скончался.
Особо нужно сказать о характерном сочетании "теории" и "практики" в жизни Соловьева. Всю жизнь разрабатывая мистическую философию, которая полагает в основу любой деятельности человека акт соединения с Абсолютом, Соловьев, по его собственным свидетельствам и свидетельствам его современников, сам обладал мистическими способностями и испытывал мистические озарения. Особенно известна история "трех свиданий", отзвук которой мы находим в его стихотворении с аналогичным названием. Согласно этой полулегендарной истории Соловьеву в течении его жизни трижды являлась божественная София: первый раз - в юности (это определило его решение заняться философией), второй раз - во время его работы в Британском музее и в третий раз - в пустыне, во время странной кратковременной поездки в Египет в 1875 г.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Две особенности русского марксизма
...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...