В 70-80-е годы XIX в. в России происходит складывание профессиональной философии, центрами которой выступают соответствующие кафедры и факультеты крупнейших университетов страны. Светские учреждения в этот период занимают доминирующее положение в образовательной и научной деятельности в области философии, а духовные академии теряют свое былое значение. Влияние западных (прежде всего немецких) стереотипов и норм, имевшее решающее значение в петровскую эпоху, сохранилось и в данную эпоху, в связи с этим в университетах философское образование строится исключительно на основе западных традиций и с акцентом на самые последние достижения западной философской мысли. Уважительное отношение к философским идеям Шеллинга и Гегеля, характерное для 20-50-х годов, во второй половине века сменяется повальным увлечением позитивизмом, который стал господствующим направлением всех кафедр философии и всех университетских курсов философии. Неслучайно крупнейший мыслитель той эпохи, Вл. Соловьев, лишь незначительное время (1875-1877) числился профессором кафедры философии Московского университета, а после его отставки кафедру возглавил М. Троицкий - воинствующий приверженец английского эмпиризма и позитивизма. В этом смысле борьба Соловьева с позитивизмом, которую он начал уже в первой своей крупной работе, имела не только научно-теоретические основания, но и жизненные причины. Оборудование жд переездов требования к устройству и оборудованию.
Однако критиковать позитивизм с позиций философского "мистицизма", как это делал Соловьев, можно было только извне складывающейся академической среды, причем эта критика не могла иметь достаточно существенного влияния. Противостоять позитивизму в большей степени могли философские концепции и течения, уже имеющие солидный авторитет и обладающие устоявшейся системой рациональных понятий и принципов, которую легко можно было преобразовать в учебные курсы. В качестве таких течений выступили лейбницеанство и кантианство. Использование концепций двух великих представителей европейской рационалистической традиции (особенно идей Канта) помогло, если и не перебороть полностью влияние позитивизма, то существенно "скомпенсировать" его с помощью здравой доли метафизики. И хотя это направление в развитии русской философии породило не так много ярких фигур, невозможно отрицать его огромное значение в процессе складывания философского образования и профессиональной философской среды.
Влияние философии Лейбница ясно ощутимо уже во взглядах А. Радищева, о чем мы говорили ранее (см. раздел 2.4). Тяготения русских мыслителей к идеям немецкого философа легко объясняется тем, что для них была очень близка персоналистская тенденция Лейбница, его стремление понять конкретную человеческую личность в качестве абсолютного центра подлинной (духовной) реальности. В XIX в. основным проводником лейбницеанских влияний в России стал талантливый последователь Лейбница Г.Тейхмюллер (1832-1888), который некоторое время был профессором в русском университете в Юрьеве (Дерпте) и читал там лекции на немецком языке. Первым ярким представителем нового течения русской мысли стал А. Козлов, затем философские идеи Лейбница получили развитие в трудах сына Козлова Сергея Аскольдова (Алексеева) (1870-1945) и оригинально преломились в трудах Л. Лопатина. Наиболее сложную и последовательно проведенную философскую систему в рамках этой традиции создал Н.Лосский (см. главу 10). Достаточно большое влияние лейбницеанст-во (в лице Козлова и Лопатина) оказало также на Н. Бердяева, особенно в первый период его творческого развития, в момент складывания его персоналистской философии. Однако в своих зрелых трудах Бердяев полностью избавился от влияния этой традиции, справедливо полагая, что она не позволяет преодолеть негативные черты классического рационализма, традиции "отвлеченных начал".
Несколько позже сложилось кантианское движение, толчок которому был дан опубликованием в 1867 г. первого русского перевода "Критики чистого разума", выполненного Михаилом Владиславлевым (1840-1890). Центром этого движения стала кафедра философии Петербургского университета, которой до 1890 г. (до своей смерти) заведовал Владиславлев, а затем А. Введенский, быстро сделавшийся признанным лидером русского кантианства.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...