Василия Васильевича Розанова по праву можно назвать самым загадочным и противоречивым мыслителем России, причудливо сочетавшим в своих взглядах самые разные, порой несовместимые тенденции и влияния. В определенном смысле его можно назвать "славянофилом после смерти славянофильства", поскольку, восприняв некоторые важнейшие идеи этого движения, он дал им развитие, которое никоим образом не согласовывалось с наиболее известными выводами его предшественников. В своем творчестве Розанов в большей степени разрушал сложившиеся идеологические, общественно-политические и культурные стереотипы, чем создавал новые концепции и системы ценностей, в большей степени ставил вопросы, чем давал ответы. Но именно в этом и заключается его значение в истории философской мысли в России - отвергая все устоявшееся, ставя под сомнение все, что доселе казалось очевидным, он открывал пути для новых форм понимания человека, мира и культуры. В этом качестве его положение в русской философии в наибольшей степени подобно положению Ф.Ницше в истории западной мысли - с которым, как мы видели, сравнивали некоторых русских мыслителей (чаще всего А. Герцена и К. Леонтьева).
Розанов родился 20 апреля 1856 г. в г. Ветлуге Костромской губернии в бедной семье чиновника лесного ведомства. Еще ребенком он потерял отца, а затем и мать и вместе со старшим братом был вынужден переехать сначала в Симбирск, а затем в Нижний Новгород. В 1882 г. он закончил историко-филологический факультет Московского университета, после чего в течение десяти лет учительствовал в провинции. Еще в университете (1881) Розанов женится на Аполлинарии Сусловой, бывшей возлюбленной боготворимого им Достоевского, однако этот брак оказался неудачным; в 1891 г. Розанов венчается со второй женой, их последующая счастливая семейная жизнь в значительной степени повлияла на его взгляды на брак и семью. В 1886 г. вышла первая книга Розанова "О понимании", в которой он единственный раз в жизни попытался выступить как "чистый" философ. Однако книга была совершенно не замечена публикой, и это навсегда отбило у Розанова желание заниматься академической философией. С 1893 г. Розанов с семьей проживает в Петербурге и постепенно становится одним из самых известных русских литераторов и публицистов. Первый успех к нему пришел после издания в 1891 г. работы "Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М.Достоевского". Затем были изданы многочисленные сборники статей: "Литературные очерки" (1899), "Религия и культуры" (1899), "В мире неясного и нерешенного" (1901), "Около церковных стен" (1906), "Люди лунного света" (1910), "Когда начальство ушло ." (1910), "Темный лик" (1911), "Среди художников" (1913) и др. С 1900г. в квартире Розанова на Шпалерной улице по воскресеньям проходили собрания, на которых присутствовали самые известные деятели русской культуры (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н.Бердяев, С.Дягилев, А.Белый, А.Ремизов, Л.Бакст и др.). В 1901 г. Розанов выступил одним из создателей Религиозно-философского общества, заседания которого проходили в 1901-1903 гг. и в 1907-1917 гг. В 1912-1915 гг. были изданы книга "Уединенное" и две части (два "короба") "Опавших листьев", эти сочинения представляли собой что-то среднее между дневником и публицистическими заметками "на полях"; в этом же жанре позже были написаны книги "Сахарна" и "Мимолетное", опубликованные только в наши дни. Явно проявившийся в эти годы политический консерватизм Розанова, в чем-то напоминающий консерватизм Леонтьева, привел к его окончательному разрыву с либеральной прессой и с бывшими друзьями из либерального лагеря. Последним произведением Розанова, изданным при его жизни, стал "Апокалипсис нашего времени" (1917-1918). Умер Розанов от голода и лишений 23 января 1919 г. в Сергиевом Посаде, куда он переехал вместе семьей, спасаясь от революционной смуты.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...