Афины и Иерусалим: два подхода к пониманию Абсолюта
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Религиозный экзистенциализм Л. Шестова / Афины и Иерусалим: два подхода к пониманию Абсолюта
Страница 2

Греческая философия, подчинив человека мировой необходимости, олицетворенной в Судьбе, лишила человека способности желать - желать по-настоящему своего, того, что идет из самой глубины его живой сущности. Но внутреннюю энергию желания нельзя уничтожить пока человек жив, поэтому разуму необходимо было подчинить эту энергию своему господству. И разум сконструировал идеал добра, который должен был стать абсолютной и неизменной целью всех человеческих стремлений. В одной из своих работ Шестов дает парадоксальный анализ платоновского диалога "Горгий", в котором Сократ спорит с софистом Калликлом о справедливости. Туповатый Калликл, казалось бы, неспособный вызвать у читателей ничего, кроме явной насмешки, становится для Шестова выразителем глубокой истины, противостоящей поверхностным "истинам" разума. Калликл отвергает все аргументы Сократа в пользу того, что в мире есть объективное добро, которое мы должны открыть с помощью нашего разума и которому мы обязаны подчиниться как высшему и незыблемому началу, он не может согласиться желать только того, что "санкционировано" объективным добром, не хочет приносить себя в жертву добру. "Сколько бы и как искусно ни доказывал Сократ, Калликл не даст себя убедить. Задачу человека на земле он видит в том, чтобы найти возможность осуществлять свою волю . Для него свобода несовместима с покорностью. Он также не хочет зависеть от общего закона, как и от власти другого человека. Он хочет сам законодательствовать во всех областях, он хочет, чтобы на скрижалях завета были выгравированы его слова и повеления. Но как ни пылок и смел был Калликл, в истории победа записана не за ним".

Сократ победил потому, утверждает Шестов, что уже до него греческая мысль отдала живого человека под власть абстрактного разума, подчинила жизнь необходимости. И чтобы довершить разрушение всех подлинных человеческих ценностей, Сократ сотворил добро, причем сотворил его из ничто - из "материала", предоставленного ему разумом вместо уничтоженной жизни. "Никто никогда в прежней жизни добра не видел, потому что до Сократа добра вовсе и не было нигде во вселенной . Чтобы попасть в созданный Сократом мир, нужно отречься от мира, созданного Богом". Сократ оказался, по убеждению Шестова, одним из "демонов", помогших разуму и необходимости закабалить человека, замкнуть его жизнь в железную клетку законов; и одним из главных инструментов этого закабаления стало "добро" и все идеи и идеалы, связанные с понятиями добра и истины.

В этом контексте Шестов дает свою интерпретацию мифа о грехопадении первого человека, соответствующее рассуждение становится постоянной темой всех его последующих работ. Два райских дерева - дерево жизни и дерево познания добра и зла, - согласно Шестову, символизируют два типа отношений человека к Богу, к источнику бытия и жизни. Безгрешный человек, порожденный Богом, находился в полном единстве с Богом, с источником жизни и поэтому обладал абсолютной свободой, в его жизни не было ничего, что можно было бы назвать необходимостью. Сорвав яблоки с древа познания, человек оторвал себя от источника жизни и передал в полную власть разуму, тут же сковавшего его оковами необходимости и закономерности. Разум человека - это и есть библейский "змей", который соблазнил человека, пообещав ему, что он будет подобен Богу, если обретет знание.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Диалектика сознательного и бессознательного
...