Отличаются определенным своеобразием политико-правовые взгляды Батурина, отдаленно напоминающие концепцию Аристотеля. Согласно Батурину, государство выросло из иерархического союза семей, а отцовская и родственная власть постепенно превратилась в государственную. Поскольку сообщества людей не могут существовать без законов, то уже внутри- и межсемейные властные отношения регулировались законами, исходящими от старших семей. В условиях постепенного увеличения населения и территории, им занимаемой, власть отца оказывалась недостаточной, что повлекло за собой утверждение политического механизма власти. Лишь государственно организованное общество, специально созданные органы управления и принуждения могли справиться с задачей поддержания порядка и соблюдения законов на всей территории.
Батурин был сторонником социального порядка, строгого повиновения властям и соблюдения законов. Он высоко оценивает наличие "премудрых и человеколюбивых" законов, которым отдает предпочтение перед религиозными нормами темных мистических учений. Цель наказания Батурин видит не в том, чтобы восстановить нарушенную преступлением гармонию мироздания (как полагали масоны), а в устрашении потенциальных преступников. В целом процветание общества и государства, утверждение законности и искоренение преступности Батурин связывает с просвещением и трудолюбием народа. Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1, С. 120 См.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2 т. М., 1952. Т. 1. С. 87 - 88. Там же. С. 88. Тамже. Т. 1. С.91. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 134. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 370. Там же. С. 233. Там же. С. 370. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 371. См. там же. С. 369. См.: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 442. Там же. С. 465. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. С. 417. Там же. Т. 2. С. 487. Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 2. С. 526.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...