Объективация, по Бердяеву, - это "символическое воплощение" духа, то есть воплощение, не выражающее всю его полноту и богатство, не реализующее его творческую свободу. "Объективация не есть настоящая реализация, а лишь символизация, она дает знаки, а не реальности". Объективация порождает символы и иллюзии, которые заслоняют подлинную реальность духа и тем самым подавляют его творческую динамику. Но объективацию осуществляет само сознание человека, а ее исток находится во внутренней диалектике свободы, присущей самому духу. "Сознание объективирует мир, оно первоначально активно в этой объективации, а потом пассивно в своей зависимости от объективированного мира". Главным в этом акте является превращение первореальности, первожизни, духа в дуалистическое противостояние статичных, лишенных всякой внутренней динамики составляющих, отражаемых в рациональных понятиях субъекта и объекта. После такого разделения объект оказывается полностью вне подлинного бытия, превращается в своего рода иллюзию, символ, познание которого необходимо только для того, чтобы выработать способность ориентироваться в этом "мире иллюзий". Как утверждает Бердяев, именно такой характер носит вся наша наука, не имеющая самостоятельной ценности и целиком ориентированная на полное подчинение человека, его внутренней творческой силы, миру объективации, "падшему" миру. Но и сам человек, превращенный в субъект, уже не тождествен духу, первобытию. Он становится дуальным существом, в котором есть и сторона, принадлежащая объективированному миру, лишенная связей с первобытием, и сторона, сохранившая эту связь, тождественная духу и первобытию, по-прежнему причастная свободе и творчеству.
Философское познание, претендующее на то, чтобы быть экзистенциальным, должно вскрыть закономерности объективации, доказать иллюзорность объективированного мира и, что самое главное, наметить возможности преодоления нашей зависимости от мира. Важнейшим определением "падшего" мира Бердяев (как и Хайдеггер) считает время, поэтому интерпретация времени оказывается очень важным моментом в понимании путей преодоления объективации и возвращения бытия (личности) к утраченной цельности.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...