Философия права П. Новгородцева
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Этика и социальная философия П. Струве, П. Новгородцева и Б. Вышеславцева / Философия права П. Новгородцева
Страница 1

Начало традиции философского анализа права в России было положено в творчестве Бориса Николаевича Чичерина (1828-1903). Будучи последовательным сторонником гегелевской философии, Чичерин сделал только одно существенное добавление к идеям немецкого философа. В противовес гегелевскому "тоталитаризму", умалявшему значение отдельного человека ("субъективного духа"), Чичерин провозгласил абсолютную ценность конкретной человеческой личности и тем самым внес в свои философские взгляды элементы персонализма, похожего на персонализм А. Герцена. В сфере политической идеологии это привело Чичерина к парадоксальному сочетанию принципов "консерватизма" и "либерализма"; он доказывал первостепенное значение незыблемого правового и государственного порядка в обществе и одновременно с этим настаивал на том, что сам правовой и государственный порядок выполняет свою роль, только если он направлен на реализацию свободы отдельной личности. http://dostavka-byketov.ru доставка цветов букетов.

Наиболее талантливое философское развитие это направление в понимании права и государства получило в творчестве Павла Ивановича Новгородцева (1863-1924). В 1888г. Новгородцев заканчивает юридический факультет Московского университета; в 1897г. он получает степень магистра, а в 1902 г. - степень доктора государственного права (за работу "Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве"). В 1902 г. Новгородцев стал редактором известного сборника статей "Проблемы идеализма". Начиная с 1896г. он в течение многих лет преподает философию и историю права в Московском университете и Московском коммерческом институте. Как и П. Струве, Новгородцев участвовал в работе основанного за рубежом "Союза Освобождения", целью которого было построение правового государства в России, и стал одним из основателей Конституционно-демократической партии. В 1911-1917 гг. в журнале "Вопросы философии и психологии" частями печатается главный труд Новгородцева "Об общественном идеале". После Февральской революции он резко критиковал Временное правительство за безволие и неспособность решительно противостоять большевистской угрозе. После Октябрьской революции Новгородцев принял активное участие в деятельности подпольных антибольшевистских организаций и поэтому в 1918г. под угрозой ареста и расстрела был вынужден бежать из Москвы, после чего примкнул к Белой армии. В 1921 г. он покинул Россию и обосновался в Праге, где в 1922 г. стал основателем Русского юридического факультета при Пражском университете и Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева.

Несмотря на то что Новгородцев всю свою жизнь посвятил одной проблеме - философскому осмыслению права, его сочинения по своему значению могут быть поставлены в один ряд с сочинениями других известных русских философов начала XX в. Новгородцев очень глубоко воспринял традицию русского философствования, заданную Достоевским и Соловьевым, философия права стала для него той конкретной сферой, где он разрабатывал эту традицию, особое внимание обращая на проблему отношения человеческой личности к Абсолюту.

Основное направление философского развития Новгородцева определилось в работах, опубликованных в первые годы XX в., оно было обозначено им самим как движение в философии права от "традиций исключительного историзма и социологизма" к "системе нравственного идеализма". В юридической науке конца XIX в. господствующее положение занимали позитивистские и социологические концепции, которые трактовали право и государство исключительно как эмпирические и исторические феномены, основанные на реальной силе, стихийно рождающиеся в эмпирическом процессе столкновения социальных групп, наций и отдельных людей. "Вместо прежнего одушевления его (права - И.Е. .) возвышенной сущностью и идеальным предназначением, мы слышим теперь учения, что право есть продукт силы и расчета, что оно создается борьбой слепых страстей, для которых чужды какие бы то ни было нравственные начала". В противоположность этому, Новгородцев решительно возвращается к давней философской традиции, в которой право понимается как выражение связи человека с некоторой сверхэмпирической, абсолютной сферой бытия, - к концепции естественного права. В этой концепции, зародившейся в Средние века и очень популярной в европейской философии XVII-XVIII вв., реальное, позитивное право выступает как результат отражения в эмпирической, временной сфере тех высших ценностей, которые составляют суть абсолютного, божественного измерения человеческой личности. "Естественное право" есть представление об идеальной системе человеческих отношений, идеальном состоянии общественного бытия человека - о таком состоянии, в котором в эмпирической жизни были бы во всей полноте реализованы все высшие ценности человеческой жизни и которое полностью соответствовало бы божественному предназначению человека. В рамках такого подхода сфера права становится важным объектом философского рассмотрения, в нем открывается метафизическая глубина. Из своих предшественников Новгородцев особенно высоко оценивает Канта и Соловьева - именно за то, что они решительно придерживались концепции естественного права, полагали, что в праве и в системе правовых норм отражается абсолютное измерение человеческой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение, то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия "народническая философия&qu ...

Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...