При всем радикализме своих политических воззрений Радищев не отвергал реформаторских путей социального обновления, он трезво оценивал кровавые бури, которыми сопровождалось крушение монархий в Англии и Франции XVII - XVIII вв. Революцию он считал трагедией: дворяне - эти "звери алчные, пиявицы ненасытные" - могут спровоцировать восстание "земледельцев". И хотя революция с нравственной точки зрения есть возмездие поработителям, хотя она являет собой социальную закономерность, Радищев отчетливо видел в ней черты выступающего на поверхность общественной жизни хаоса, "пагубу зверства", "смерть и поджигание". Революции, по его мнению, следует избегать хотя бы потому, что порожденная ею ничем не ограниченная "вольность" чревата новыми формами рабства. Революционно-эсхатологические картины, которые рисует Радищев на страницах своего "Путешествия .", были призваны главным образом подтолкнуть верхушку дворянства во главе с Екатериной II к началу деятельности по коренному изменению общественной жизни в России. Так, в главе "Хотилов" он предлагает путем постепенного изменения законодательства восстановить земледельца "во звании гражданина", наделить его собственностью, и прежде всего землей, сделать равным с другими сословиями перед законом. Радищев осуждает крепостное право, приравнивающее основную массу российского народа - крестьянство - к "тяглому скоту", сама тяжесть порабощения которого - залог неизбежного в будущем социального взрыва. Движению общества к свободе и равенству мешает также "самодержавство", которое он определял как "наипротивнейшее человеческому естеству состояние". Лучшей формой государственного устройства Радищев считал республику, в которой реализуются суверенитет народа и его гражданские права.
Социально-философские воззрения Радищева нашли также отражение в оде "Вольность", в которой он провозгласил себя "прорицателем свободы", борцом против деспотизма, видящего в народе "лишь подлу тварь". Одним "счастливым народам" вольность "случай даровал", другим приходится отстаивать ее силой оружия (здесь характерна ссылка на "вождя свободы" - Вашингтона), третьи, для которых "не приспе еще година" (к ним Радищев относит "Отечество мое драгое"), повинуясь духу времени, природному стремлению к вожделенной свободе, рано или поздно получат ее. Ее инициаторами станут пионеры вольности (к ним он относит и себя), "малые светила", рассеивающие "сгущенную мглу" и движимые гражданским долгом, идущие наперекор "гладу, зверству, язвам, лютому духу властей". Убежденность Радищева в торжестве свободы подкрепляется ссылками на могущество "духа разума". Предмет его "суть мы, а не я", т. е. идея свободы уподобляется универсальной истине науки (Радищев здесь приводит имена Галилея и Ньютона).
Стремление к свободе оказывается также своеобразным выражением пантеистических и деистических мотивов творчества Радищева, понимающего человека как часть природы. Свобода - такая же неотъемлемая часть человеческого естества, как и его принадлежность природе. В этом качестве она и есть не что иное, как "закон природы".
Свободолюбивые призывы Радищева впоследствии были высоко оценены А. И. Герценом, выпустившим со своим предисловием "Путешествие ." Радищева вместе с книгой М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России". Представляя республиканские идеи Радищева как прямую противоположность монархическому взгляду на Россию Щербатова, Герцен заметил, что в отличие от последнего "Радищев смотрит вперед". "Радищев гораздо ближе к нам, чем к<нязь> Щербатов; разумеется, его идеалы были так же высоко на небе, как идеалы Щербатова - глубоко в могиле; но это наши мечты, мечты декабристов".
Философские взгляды Радищева несут на себе ряд признаков века Просвещения. К этому времени средневековая целостность духовной жизни, освященная религией, окончательно распадается на множество дифференцированных "наук, искусств и ремесел". В умах воцаряется идея энциклопедии и как способ построения свободного светского знания, и как эффективный познавательный принцип. Центральные произведения Радищева: "Путешествие .", "О человеке ." - по сути энциклопедичны. Статистика, физиология, история, экономика, ботаника, юриспруденция - все области знания интересны автору, все необходимы для полного исследования интересующего его предмета. Во-вторых, в этом энциклопедическом многообразии выделяются в качестве связки опытное естествознание и философия. Для Радищева, как и для большинства мыслителей того времени, науки о природе давали не только достоверные факты и плодотворные теоретические результаты, но и образцы мышления, по которым строилось философское познание. При этом Радищев, в отличие, например, от М. В. Ломоносова, ориентировался преимущественно на "естественную историю" (старое название биологии) и на те разделы химии, физики, медицины, в которых главным образом получили развитие идеи трансформизма, целостности, отдельные диалектические представления. Наконец, творчество Радищева приходится на второй этап европейского Просвещения - время его идеологического оформления, когда наряду с социально-политической и гуманистической проблематикой на первый план выступает вопрос о природе человека. В области философии это проявляется в тенденции наполнить традиционные категории метафизики практически значимым антропологическим содержанием.
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Две особенности русского марксизма
...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...