7. А. Н. Радищев: философия человека
История русской философии / Философия в России XVIII в. / Возникновение и развитие светской философии / 7. А. Н. Радищев: философия человека
Страница 5

Органическая жизнь, психика, мышление как неотъемлемые и важнейшие составляющие сущности человека не могут, по Радищеву, быть взвешены на "весах естественности"; будучи связаны со своими материальными носителями, их действия не подчиняются простым закономерностям механики, но отличаются от последних так же, как "кусок снедаемый, от действия мозга в мысленной силе". Человек во всем многообразии своих свойств, указывал Радищев, в единстве своего сознания и телесной организации не может быть всецело преформирован (предобразован) в бесструктурном еще смешении половых клеток. Поскольку необходимое орудие мысли есть мозг, а мозг и нервная система формируются в зародыше постепенно, то и сознание человека точно так же постепенно возникает и развивается. Феномен человека раскрывается для Радищева в виде непосредственного единства, в виде живой совокупности противоположных начал. Человек, подобно всему живому, рождается и растет, питается и размножается. Даже в своих отличительных признаках, которые состоят в том, что он есть существо "соучаствующее", а также в том, что "паче всего человек к силам умственным образован", он подобен другим живым существам.

Специфику человека Радищев усматривает не только в обладании "умственной силой", но и в способности к речевому общению, в вертикальной походке, высказывает догадку о роли рук в формировании человеческого сознания. На стадии человека, полагает Радищев, достигают наивысшего расцвета и мощи все те силы, которые поддерживают в растениях жизнь, позволяют животным тонко и избирательно реагировать на внешние воздействия, и везде эти силы есть свойства особым образом организованных тел. Человек - это микрокосм, раскрывающийся в своем глубоком внутреннем единстве.

Во второй половине трактата "О человеке ." Радищев отвлекается от реального многообразия естественных целостных объектов, ограничиваясь лишь областью особых, искусственно созданных: музыкальные пьесы, архитектурные формы и т. д. И если в первых двух книгах трактата Радищев видел, например, причину музыкального "благогласия" в отдельных составляющих звуках, то в двух последних он подчеркивает значение творческой активности композитора, который сравнивает и "соображает" (координирует) звуки между собой, с тем чтобы в результате они могли породить новое качество - гармонию. Поэтому, указывает Радищев, "невозможно, чтобы сила новая в целом произошла единственно от действия взаимного сил частных . Поелику происхождение силы целого, не сходствующей с силами частей, предполагает сравнение или соображение, а сии предполагают существо мыслящее, то следует, что сила мысленная не может проистекать из частей, таковой же силы не имеющих". Такое решение проблемы целого и части неизбежно приводит к выводу о независимости "мысленной силы" от материального "органа", к идее о дуалистической природе человека и в существенных чертах согласуется с идеями М. Мендельсона, представителя умеренного крыла немецкого Просвещения, писавшего: "Без участия мыслящей способности . во всей природе не может существовать никакого целого, которое бы составлено было из многих разнородных частей". Подобная трактовка, свидетельствуя о колебаниях Радищева, отражает реальные трудности решения данной проблемы.

Опираясь на "принцип непрерывности" Лейбница, сближающий разнокачественные состояния в процессе преобразования мира и человека, Радищев склоняется к мысли о том, что различие жизни и смерти не следует преувеличивать. Завершение земного пути трагично, но не безнадежно для человека. Существует нечто такое в мире, что дарит надежды на бессмертие, на то, что "вечность не есть мечта". Общий вывод мыслителя о возможности индивидуального бессмертия человеческого сознания не дает оснований однозначно причислить его к спиритуалистам или мыслителям религиозной ориентации. В понимании Радищева это скорее рационально допустимая возможность, утешительная естественно-научная и метафизическая гипотеза, активизирующая человека в его реальной жизни, придающая ей нравственное содержание и смысл.

Социально-политические и философские взгляды Радищева оказали большое влияние на развитие революционных идей в России. В памяти последующих поколений он остался "первым русским радикалом", родоначальником "освободительного движения", борцом против царизма и крепостничества. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л., 1938. Т. 1.С. 278. Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л., 1941. Т. 2. С. 282. Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т., Т. 13, С. 273

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...