Отметим, что различие между двумя формами понимания единства людей - через переживание "мы" и через традиционные представления о "народной душе", "объективном духе" или коллективном "я" - очень наглядно демонстрирует принципиальное отличие того подхода к человеку и Абсолюту, который с разной степенью последовательности Франк пытался реализовать с помощью своего феноменологического метода, от подхода в рамках традиции "отвлеченных начал". Единство, выражаемое категорией "мы", есть по-настоящему конкретное и первичное единство, укорененное в самой эмпирической личности в форме переживания единства; в то же время в подходе, основанном на указанных традиционных понятиях, единство оказывается вторичным и внешним по отношению к единичной личности (даже если явно, как в философии Гегеля, утверждается его первичность), поскольку сама форма единства получена в результате абстрактного анализа конкретной структуры личности и представляет собой "обобщение" отдельных качеств отдельной личности.
В книге "Духовные основы общества" феноменологический метод анализа проявляется лишь эпизодически, большинство рассуждений Франка основано на наивно-реалистическом понимании человека и его места в мире. Явную непоследовательность он проявляет и в понимании соотношения личности и общества. Несмотря на то что с точки зрения феноменологического подхода категории "мы", "я" и "ты" имеют равную степень "конкретности", конституируются через взаимные отношения и координацию соответствующих элементарных переживаний, Франк вопреки всякой логике в заключение своего анализа нарушает "баланс" этих категорий и формулирует утверждение в духе традиционного рационалистического "универсализма", которому, как мы помним, отдал дань и Вл. Соловьев (см. раздел 6.2). "Общество, - пишет Франк - есть . подлинная целостная реальность, а не производное объединение отдельных индивидов; более того, оно есть единственная реальность, в которой нам конкретно дан человек. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция; лишь в соборном бытии, в единстве общества подлинно реально то, что мы называем человеком". Все последующие рассуждения о различии "соборности" и "общественности", как соответственно "внутренней" и "внешней" форм проявления фундаментального и первичного единства личностей, также в значительной степени опирается на эту рационалистическую традицию, причем и здесь Франк фактически просто повторяет то, что Вл. Соловьев говорил о различии двух планов бытия человека - эмпирического и метафизического, божественного и земного.
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...