Кроме теории познания марксизма, Богданов в своих работах подвергает критике и его диалектический метод, полагая, что он дает неверное, неадекватное описание процесса саморазвития мира. Он заменил идею диалектического самодвижения материи идеей организационного процесса, охватывающего весь мир, от самых простых до самых сложных его элементов и объектов, и предпринял попытку разработать особую теорию, тектологию, - учение об организационных процессах в мире; ей он посвятил самый капитальный свой труд "Всеобщая организационная наука: Тектология" (1913-1917). Рассматривая все явления в мире как разные фазы единого, стихийно протекающего организационного процесса, Богданов полагал, что главной целью человечества является такое развитие практики, при котором произойдет подчинение стихийного организационного процесса, идущего в бытии, сознанию человека. Только после создания основ новой науки о сознательном управлении организационными процессами в мире у человечества появится возможность преобразовать свое общественное бытие на основе принципов социализма и коммунизма. В своем нынешнем состоянии человечество, по Богданову, еще не готово к такому преобразованию. Подобно Н. Федорову (см. раздел 5.2), Богданов считал, что именно радикальное изменение науки и культуры человечества, переориентация их с чисто "теоретических" проблем на жизненно-практические, "организационные" задачи должно стать основой грядущего радикального перелома в общественном устройстве.
Оригинальное прочтение философии Маркса обнаруживается также в творчестве Анатолия Васильевича Луначарского (1875-1933), ставшего самым ярким представителем течения богостроительства. В двухтомном труде "Религия и социализм" (1908) Луначарский попытался понять социалистическую и коммунистическую идеологию как последнюю фазу религиозного развития человечества. В богостроительстве в наиболее явной форме проявилось влияние на развитие русского марксизма исконных традиций русской религиозной философии; например, нетрудно найти сходство между идеями Луначарского и центральным элементом учения Бердяева - переосмыслением традиционного принципа Богочеловечества в духе полного тождества Бога и человека (см. раздел 11.6). Заметное воздействие на Луначарского оказали также философские идеи Фейербаха и Ницше. По Луначарскому, в своем историческом развитии человечество постепенно приходит к пониманию ложности традиционного религиозного представления о Боге и осознает себя истинным божеством, реализующим себя в истории через социалистическое преобразование общества. "Богостроительство" понималось Луначарским в самом буквальном смысле -как историческое "построение" божественного идеала человека и человечества через пролетарскую революцию и социализм.
Философское творчество лидера большевиков и идеолога советского переустройства России Владимира Ильича Ленина (Ульянова) (1870-1924) не представляет существенного интереса в сравнении с творчеством упомянутых русских марксистов. И в своем главном философском труде "Материализм и эмпириокритицизм" (1911), и в опубликованных только после его смерти "Философских тетрадях" (рукописном сборнике конспектов различных философских сочинений и комментариев к ним) Ленин воспроизводит в самой банальной и плоской форме все основные составляющие диалектического материализма Маркса и Энгельса, не внося в него никаких существенных видоизменений и обрушиваясь с резкой критикой на современных ему представителей идеалистической философии, а также на марксистов, отклонившихся от учения основателей (особенно при этом достается А. Богданову).
Значительно больше самостоятельности Ленин выказывает в своем отношении к учению Маркса об общественном развитии. Здесь важно подчеркнуть, что в основе абсолютно всех сочинений Ленина лежит не чисто теоретический, а практический интерес: поставив себе в качестве личной цели разрушение существующего общественно-политического строя, он постарался таким образом модифицировать теорию марксизма, чтобы она давала естественное обоснование этой цели. Ради этого Ленин отверг идею Маркса о том, что коммунистическая революция может совершиться только в самых развитых капиталистических странах и только во всемирном масштабе, и выдвинул тезис о возможности победы революции в "самом слабом звене" капиталистической системы, в России. Он скорректировал идею Маркса о пролетариате как единственном "субъекте" революции в пользу идеи о союзе пролетариата с трудовым крестьянством (в России пролетариат был слишком малочисленным для того, чтобы выступить единственной движущей силой революции). Наконец, ради той же цели он существенно видоизменил несколько фаталистическое представление Маркса о неизбежности и исторической предопределенности пролетарской революции. Утверждая, что историческая необходимость должна естественно сочетаться с "ролью личности в истории", Ленин внес в марксизм существенный элемент волюнтаризма, политического вождизма; он полагал, что историческая необходимость создает лишь исходные предпосылки для революции, но ее успешное завершение всецело зависит от правильной политической тактики революционной партии и ее лидеров. В разработке тактики революционного действия Ленин стал достойным наследником Макиавелли, по существу, придерживаясь принципа "цель оправдывает средства", отвергая какие-либо моральные ограничения в преследовании революционных целей. В арсенале тактических методов Ленина оказались и государственная измена (лозунг "поражение своего правительства", антивоенная агитация на фронтах Первой мировой войны), и нарушение всех существующих международных договоров (отказ от обязательств России по царским долгам), и массовый террор против мирного населения, и внесудебные расстрелы своих идейных и политических противников, и организация концентрационных лагерей для перевоспитания "буржуазных элементов" и "врагов народа" и многое другое.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Глобальные проблемы современности
...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...