На протяжении многих сотен тысяч лет люди стремились выразить свои мысли и передать их содержание другим. Это достигалось с помощью жестов и мимики, голоса, криков, последовательности звуков и речи, разнообразных знаков, оставляемых на предметах, и письма как знаковых систем фиксации устной речи. Знаковые инфраструктуры пронизывали все сферы жизнедеятельности первобытного человека, позволяя ему выражать собственные мысли и чувства, общаться с другими, организовывать хозяйственную жизнь, хранить опыт, формировать культурные традиции, укрепляя связи между разными поколениями людей. Важнейшим признаком, отличающим человеческий язык от животного, является способность человека обмениваться информацией, воспроизводить с помощью языка ситуации прошлого и прогнозировать будущее, тогда как общение животных ограничено, как правило, контекстом ситуаций настоящего времени. Если сравнить язык цивилизованных обществ с языком примитивного человека, то он отличается лишь количественными параметрами — более обширным и богатым словарным запасом, разнообразной и более дифференцированной семантикой, семантическими и синтаксическими приемами выражения мыслей и обмена информацией, риторикой общения.
Совершенствование орудийной и языковой оснащенности первобытного человека прогрессирующим образом сказалось на эволюции разных сторон его социальной жизни и сознания. Крайне обедненный по своему содержанию и формам бродячий, кочевой быт первых собирателей и охотников сменяется оседлой культурой постоянных поселений. Процессы социальной миграции, постоянные занятия древних людей рыболовством, земледелием, скотоводством и ремесленничеством благотворно сказываются на экономике и социальной организации их сообществ. Расширяются обменно-торговые связи между общинами, узакониваются формы этнической общности, складываются перечни запретов (табу), регулирующих поведение людей и их взаимоотношения, различаются статусы родителей и детей, формируются традиции отправления религиозных ритуалов, совершенствуются ремесла и формы художественного промысла.
На основе данных исторических наук о развитии материальной культуры можно высказать предположения о характере первобытного сознания. В первую очередь, они затрагивают элементы, сознательной регуляции отношений между людьми, формирования морального, религиозного и художественного сознания, также — общих пред метнологических механизмов сознания. Регуляция поведения людей осуществлялась с помощью запретов на действия, представлявшие опасность для их жизни. Первобытные табу были не просто запретами, а играли смысложизненную роль как в отношениях людей с природой, так и внутри сообщества. Этому способствовало накопление негативного опыта, который концентрировал знания об опасных действиях и навыки реагирования на них. Со временем знания превращались в убеждения людей в том, что действия, опасные для жизни, нуждаются в ограничениях-запретах. Человек, который пренебрегал такими запретами, представлял опасность для жизни других людей также, как и для своей собственной.
Другой компонент табу включает эмоционально-оценочные элементы, поскольку опасные действия сеют страх, боязнь, чувство тревоги. Их негативный потенциал отличается неопределенностью переживаний, искомостью ожиданий, предчувствием неудачи. Эмоциональная аналитика всех этих состояний выполняет жизненноохранительную функцию, повышая адаптационные способности к условиям критических, экстремальных ситуаций. Третий элемент табу выражен в волевом факторе сознания. Обеспечивая регуляцию действий и их согласование с целями, волевые усилия направляли человека на преодоление препятствий, трудностей жизни. Если преодоление препятствий было сопряжено с угрозой для жизни, волевая регуляция срабатывала как запрет и человек принимал решение, запрещающее реализацию соответствующих действий. Наконец, четвертый компонент табу формировался в общении людей. Он обладал статусом общезначимой нормы в общине, запрещающей осуществление жизненноопасных действий ее членов. Нормативный статус табу придавал ему самодостаточный характер. Табу было исторической протоформой правового сознания.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...