По мере усиления дифференциации и интеграции знаний о сознании все настоятельней проступает необходимость разобраться в различиях философского и специально-научных (естественных, гуманитарных, компьютерно-информационных) подходов. Если за дифференциацией знаний обнаруживается плюрализм и дефицит их понятийного единства, то интегративные тенденции выражают процессы междисциплинарного синтеза понятий и взаимодействия разных исследовательских позиций.
Разнообразие философских взглядов на сознание крайне велико. В истории философии вряд ли найдется учение, не выработавшее бы собственной концепции сознания. Но если для классических традиций вплоть до конца XIX в. предметная специфика сознания как одной из фундаментальных и сложнейших категорий философии не вызывала сомнений, то затем — положение резко меняется. В XX в. сторонники аналитической философии (Витгенштейн, Остин, Райл) говорят о проблематичности и понятийной неопределенности сознания. Они предлагают искать ответы на вопросы о природе сознания за ее пределами. Распространяется и крепнет иллюзия, что сознание — это своего рода фикция, фиктивное понятие, не обладающее никакими особенностями. Слова одного из основателей прагматизма Джеймса о том, что он «усомнился в существовании сущего, именуемого сознанием», выразили отказ изучать сознание методами самонаблюдения.
Спустя несколько десятилетий джеймсовский тезис был поддержан влиятельнейшим теоретиком экзистенциализма Ж.-П. Сартром: — у сознания нет собственных структур и субстанций, оно лишено своей природы, неуловимо. Сознание— это феномен «ничто», о котором нельзя сказать ничего специфического. Казалось бы, столь различные философские взгляды, представленные аналитической, прагматической и экзистенциалистской философиями, вдруг обретают общность на почве отрицания специфики сознания. В философии и науке складывается отчасти странная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение, тогда как практика изучения его объективными методами активизируется. Разнородность и многоплановость действия субъективных факторов породили большое число вариаций на темы сознания в философии и науке. Существующий плюрализм взглядов на сознание не исключает действие интегральных тенденций, которые просматриваются в основных наиболее перспективных программах его изучения в наши дни.
Инструменталистские программы. Смысл инструментального подхода к сознанию заключается в возможности использования его для познавательно-информационного обеспечения в различных сферах жизнедеятельности человека. Современные стратегии исследования сознания достигли высокого эффекта при обращении к аналогам «искусственного интеллекта». Философы также не остались равнодушными к моделям сознания, раскрывающим операционально-вычислительные, компьютерные способности человека. Их корни — в давних механистических традициях философии, сложившихся со времен позднего Средневековья и Нового времени, когда сознанию отводилась роль центра управления «человеком-машиной». В принципе нельзя умалять преимущества инструментального подхода к сознанию как своего рода «личному компьютеру», ибо его функциональные назначения — извлечение и преобразование информации (знаний, сведений), распознавание образов, вычисление и координация операций — крайне важны при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и общении людей. Сегодня компьютерная метафора приоткрывает глубинные тайны работы механизмов сознания по когнитивно-информационному моделированию. Заслуживает внимания реализация двух технико-технологических идей компьютерного моделирования, получивших свое продвижение совсем недавно. Во-первых, идея о виртуальной, потенциально скрытой операционально-вычислительной процедуре, которая реализуется встроенной последовательностью программ, обладающей возможностями вариационного моделирования. При работе с виртуальным компьютером вы связаны с ним столь же естественным образом, сколь органичны связи вашего сознания с собственным телом.
Смотрите также
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...