Надо учесть, что во время царствования Павла I высочайшим повелением было запрещено само употребление слов "отечество", "общество", "граждане". Либеральные послабления Александра I, вернувшие эти слова в культурный обиход, были использованы декабристами прежде всего для формирования общественного мнения в пользу конституционных реформ. Их необходимость была внушена Александру I его воспитателем, швейцарцем Ф. С. де Лагарпом; конституция была вначале обещана императором, но так и осталась в виде нереализованных проектов, среди которых наиболее известными были проекты М. М. Сперанского.
Руководствуясь идеями, связанными с пробуждением русского национального сознания после Отечественной войны 1812г., стремлением превратить Россию в свободную державу, но не видя реальной возможности осуществления радикальных реформ, патриотически настроенные офицеры сформировали тайные общества, которые должны были определить пути социально-политических преобразований в стране. Были основаны "Северное общество" (1821), "Южное общество" (1821) и "Общество соединенных славян" (1823).
В социально-исторических и историософских взглядах декабристов переплетались буржуазно-демократические и либерально-просветительские идеи (отрицание самодержавия, крепостничества и феодальных привилегий, принципы естественного права, суверенитета народа, свобода политической и экономической деятельности) и идеи романтические (ориентация на аграрно-торговое развитие России, критика мануфактурно-промышленной цивилизации, "крайностей" французской революции XVIII в., идеализация отдельных форм народного быта, "вольностей" древнего Новгорода и др.). Однако главными ориентирами "декабристского сознания" были мысли о спасении и возрождении отечества. Перефразируя Г. В. Флоровского, можно сказать, что если души декабристов в то время принадлежали Европе, то сердца их были отданы России. Особенно негативно ими воспринималось увлечение Александра I послевоенным устройством Европы в ущерб русским делам.
Субъективно декабристы выступали с позиций общенациональных, считая себя выразителями интересов всего народа, общества в целом. Объективно же некоторые цели декабристов - отмена крепостничества, свержение или ограничение самодержавия, установление республиканского или конституционного строя, защита свободы личности, частной собственности, незыблемость закона, суверенитет народа, принцип разделения властей - являлись буржуазно-демократическими. Отыскание путей реализации этих целей было бы абсолютно невозможно без использования западного - философского, политического, экономического, юридического - опыта. Здесь теоретики декабризма, несомненно, выступали в качестве "русских европейцев".
П. И. Пестель подчеркивал, что в европейском опыте для усвоения были важны прежде всего "мнения, мысли и понятия", но никак не революционный террор и гражданская война - "ужасные происшествия, бывшие во Франции во время революции". Другое дело - принцип неприкосновенности личности, широко использованный декабристами и взятый из английского "Habeas corpus act" (1679). Он разделялся всеми декабристами.
Наиболее популярными в декабристских кругах были сочинения Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, К. А. Гельвеция, П. Гольбаха, И. Бентама, Ф. В. Шеллинга, Э. Кондильяка, А. Дестют де Траси, Ж. Б. Сея и других мыслителей разных ориентации, что отражало широкий разброс взглядов декабристов и по социально-философским, и по собственно политическим проблемам.
Наиболее известные проекты преобразования России принадлежали Н. М. Муравьеву (конституционно-монархический) и П. И. Пестелю (республиканский). Последний, более радикальный, содержал в зачаточном виде элементы утопического социализма, например идею, уравнительного раздела земли.
Радикализм политической философии Пестеля, носивший на себе отпечаток новейших западных доктрин, не отменял ориентации на отечественные традиции. Будущий парламент России он называл "народным вече", что отражало распространенное среди декабристов восхищение "республикой" Новгорода. Эта же черта выражена в названии его проекта - "Русская правда", воспроизводившем средне-" вековый законодательный свод. В преамбуле проекта было подчеркнуто, что преобразование государственного порядка должно осущесствляться, "сохраняя притом все полезное". Уже в первой главе сформулирован принцип "права народности", регламентирующий возможности независимого политического существования для многочисленных народов, населяющих Россию. Правом образовать особые' государства могут воспользоваться, однако, те народы, которые в состоянии сохранить свое отдельное и независимое политическое существование. В противном случае слабые (малочисленные) народы или племена неминуемо попадают под владычество другого большого государства, становятся предметом раздора и военных столкновений. Конституция Пестеля намечала уничтожение сословий, образование одного сословия - гражданского, выборность органов законодательной и исполнительной власти, раздел всей земли на общественную и частную, гарантию прав личности и собственности, недопущение "аристокрации богатств", развитие "народной промышленности", гармоническое сочетание прав и обязанностей правительства и народа.
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...