* Моисеев Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ // Вопр. философии. 1995. № 1. С. 17.
Обобщенным выводом и отправной точкой для перехода на новую парадигму анализа современного цивилизационного процесса может послужить следующая схема соотносительности этапов цивилизационного и формационного развития общества и соответствующих им исторических форм общностей людей:
Этапы цивилизационного развития общества | Формационные периоды общественного развития | Этнонациональные формы общностей людей |
Свежая информация прайм парк умный дом на сайте. варварство |
первобытно- общинный строй |
родоплеменная организация |
космогенная цивилизация (орудийная технология) |
рабовладельческая и феодальная общественно- экономические формации |
народности (территориальная и этнокультурная общность) |
техногенная цивилизация (машинная технология) |
капиталистическая и социалистическая общественно- экономические формации |
нации (общность территории, языка, экономической жизни, культуры и психологии) |
антропогенная цивилизация (информационная технология) |
информационно-технологическое общество |
наднациональные общности: суперэтносы и мегаэтносы (межнациональные и межгосударственные общности) |
Естественно, что любая схема лишь в общем виде отражает характер и направленность общественного развития: где-то существовали общества, синтезировавшие в себе признаки ряда формаций, где-то имели место переходы на новый формационный уровень, минуя те или иные обозначенные стадии, где-то в истории отмечались тупиковые формы цивилизаций и т. д. Но в целом данная схема позволяет увидеть и определенные закономерные фазы и зависимости в содержании общественного прогресса. Ориентируясь на нее, возможно обоснование модели современного общества, отражающей не только его технологическую сущность и признаки цивилизации, но и соответствие между ее типами и формами национально-этнических и наднациональных общностей.
Процесс модернизации современного общества на информационно-технологической основе происходит различным образом в странах и регионах с различными национально-культурными особенностями. В русле этой глобальной тенденции находится и Россия, которая в настоящее время должна ответить на вызов истории, определив свои возможности постиндустриального развития. При этом она должна ориентироваться не на вчерашний день своей истории и не на западный образец, а самоопределиться в своих национально-государственных перспективах на основе парадигмы современного цивилизационного процесса. Выход страны из кризисного состояния возможен только в результате перехода на информационно-технологический способ воспроизводства всей системы общественной жизни, сущность которого определяется принципом социальной справедливости.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...