Однако в действительности мир техники и технологии и их воздействие на общественные процессы, жизнь человека несводимы к этой общей тенденции. Он значительно сложнее, неоднозначнее, противоречивей, что определяет разные мнения по данному вопросу, спектр которых часто полярен. Так, сторонники антропологических и инстру-менталистских подходов (М. Шелер, А. Гелен, Дж. Дьюи и др.) рассматривают технику как атрибут человеческого бытия, как способ выражения его творчески деятельност-ной родовой природы. Техника и технология в их представлении — жизненно необходимый набор средств целесообразной и целенаправленной деятельности человека. Представители техницистски-рациональных объяснений техники и технологии (Г. Башляр, П. Дюкассе, Э. Агасси, Б. Рассел и др.) говорят о их полной автономности и самостоятельности, уникальной способности быть единственно важным причинным фактором исторического развития и социального прогресса.
Сторонники самых различных направлений антитехницизма — от эволюционистских до иррационалистических подходов (Дж. Бернал, А. Бергсон, М. Вебер, Н. Бердяев, О. Шпенглер, К. Ясперс, Э. Фромм и др.) — рассматривают технику и технологию как исходное зло, причину тотального социального отчуждения человека, гибели культуры, уничтожения естественных основ человеческого существования вплоть до возможной деформации человечества и изменения видовых признаков. Суждения сторонников гуманистического и рационального обоснования роли техники и технологии в обществе достигают порой крайних значений. Одни абсолютизируют значение техники и технологии в решении всех нынешних и будущих проблем. Другие, ради спасения человечества, предлагают вернуться назад к природе, к естественному образу жизни.
В действительности в основе взаимодействия человека, техники и технологии лежит сочетание естественного (природного) и искусственного (созданного и преобразованного человеком, так называемой второй природы). В социальной истории искусственное имеет определяющее значение. Именно оно выделяет человека из природы, из животного мира. Само происхождение техники и технологии может быть осознано через понимание процесса развития сущностных сил человека, наиболее последовательно описанных в трудовой теории антропогенеза. Деятельностные, творческие потенции человека, обращенные к универсальному миру природы, превращают этот мир в столь же универсальные средства приспособления, адаптации, развития нового сообщества. В технике и технологии как бы концентрируются способности и интеллектуальные качества, присущие человеческой природе. В них органически сочетаются закономерности природы, естественно-биологические закономерности приспособительской деятельности и закономерности разумного культурного преобразования окружающего мира. В этом заключается сущность превращения природного в человеческое.
Вместе с тем связь естественного и искусственного, человека и техники чрезвычайно противоречива. Бесконечное умножение технических и технологических возможностей человека, их непрерывное усложнение поставили современное человечество в условия нарушенного равновесия искусственного и естественного. Пока техника и технология служили людям средством достижения их целей, управления природными процессами, человек оставался мерилом технических и технологических новаций, сохранял свою автономию, независимую волю в достижении своих целей по отношению к природе. Со времен Просвещения, теоретических обоснований Ф. Бэкона, взглядов великих утопистов, а позднее и К. Маркса такое понимание науки, техники, технологии породило неограниченный технологический оптимизм, соответствующий духу индустриального общества, основанного на рыночной экономике, возрастании массового потребления, господстве над природой. Техника и технология в силу своей социальной нейтральности порождали иллюзии о их решающем значении в деле построения справедливого общества, исключающего угнетение человека, его социальное отчуждение.
Такого рода представления о причинно-следственных связях исторического развития получили свое продолжение в 50 - 70-е гг. XX в. в условиях начавшейся научно-технической революции. Гиперболизация роли науки и техники, технологический фетишизм породили формирование методологических и теоретических основ концепций так называемого «технологического детерминизма». Доминирующее значение получили взгляды, согласно которым научно-технический прогресс, технологические условия деятельности непосредственно определяют все стороны социального развития, все общественные отношения.
Смотрите также
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...