Представленная таблица характеризует каждую из указанных разновидностей государственного устройства:
Унитарное государство | Федерация | Конфедерация |
Единая конституция и единая правовая система. Единая система высших органов государственной власти. Единая судебная система. Деление территории на административно- территориальные единицы, статус органов управления которых определяется общегосударственными правовыми нормами. Подчинение региональных органов центральным органам государственной власти и управления. Единое гражданство. |
Субъекты федерации имеют собственные конституции, но при этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и федеральных законов. Наряду с законодательными, исполнительными и судебными органами федерации существуют соответствующие органы ее субъектов. Разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией в целом и ее субъектами. Обеспечение представительства субъектов федерации в федеральном парламенте. Наличие двойного гражданства. |
Правовой основой образования конфедерации служит союзный договор. Полный суверенитет и независимость входящих в конфедерацию государств. Входящие в конфедерацию государства не имеют общей территории. Наличие межгосударственных органов управления. |
Государства также различаются и по формам государственного устройства. Под формой государственного устройства понимается территориально-политическая организация государства, определяющая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.
С точки зрения государственного устройства различаются: унитарные государства — единые, подразделяющиеся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (Финляндия, Швеция, Франция, Япония и др.); федерации — союз юридически относительно самостоятельных государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов (США, Индия, Германия, Россия и др.); конфедерация — союз, объединение, при котором отношения между входящими в него государствами строятся на взаимной договорной основе при сохранении каждым из них своей независимости. Представленная выше таблица характеризует каждую из указанных разновидностей государственного устройства.
Государства различаются по типам политических режимов. Понятие политического режима включает систему методов осуществления государственной власти, а также отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Существуют демократические и диктаторские (тоталитарный и авторитарный) политические режимы. Признаками демократических режимов являются: построение государственного аппарата по принципу разделения властей, наличие представительных органов, избираемых населением; всеобщее избирательное право, функционирование многопартийной системы и др. Абсолютное большинство экономически развитых стран в настоящее время имеют демократические режимы. Вместе с тем история XX столетия изобилует примерами диктаторских режимов, характеризующихся отсутствием системы разделения властей, монополизацией власти, значительным ограничением гражданского общества, применением репрессий и террора. Причем, если при авторитарных режимах государство в основном контролирует политическую сферу жизни общества, то для тоталитаризма характерен контроль всех сфер социума, наличие единой идеологии и строгая однопартийность, система полицейского контроля. Таким образом, государства, представляя основной элемент политической системы, различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политических режимов.
Важным структурным элементом являются партии и партийные системы. Партия есть организация, объединяющая граждан одного политического направления с целью мобилизации общественного мнения для достижения определенных задач, участия в органах власти, ориентации существующих властей на изменение и корректировку политического курса и т. д. Партии различаются по происхождению, месту и роли в политической системе, внутренней структуре и методам деятельности, социальной базе, идеологии. Поскольку в обществе, как правило, существуют всегда несколько партий, то в своей совокупности они образуют партийную систему, обладающую определенным механизмом в борьбе за власть. Партийные системы различаются в зависимости от числа включенных в них партий, их масштаба и коалиционных возможностей. Исторически сформировались следующие типы партийных систем: однопартийная (закрепление правящего статуса за одной политической партией), двухпартийная или бипартизм (наличие на политической арене государства двух основных партий, власть которых чередуется), многопартийная (наличие множества политических партий, реально влияющих и принимающих участие в функционировании органов государственной власти). Для большинства постиндустриальных стран характерны бипартийные и многопартийные системы, обеспечивающие систему социального партнерства, компромиссов и политического равновесия.
Смотрите также
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...