И наконец, в состав политической системы входят общественные организации и движения, объединяющие определенные социальные группы и слои на основе их интересов и не ставящие своей целью участие в деятельности органов государственной власти. Тем не менее, многие из них поднимают вопросы жизненно важные для существования современной цивилизации (экологические, проблемы здравоохранения, обеспечение выживания человечества и др.) и этим ставят под контроль принятие важных государственных решений. Эти движения стали важной составной частью современной политической жизни.
Итак, политическая система обладает достаточно сложной структурой, меняющейся по мере трансформации цивилизационных этапов развития общества. Будучи относительно самостоятельной, политическая система оказывает вместе с тем самое непосредственное воздействие на другие сферы общественной жизни — экономику, культуру и др. В то же время она существенным образом зависит от состояния этих сфер. Информационное общество, сложившееся на основе широкого применения компьютерно-коммуникативных средств, предъявляет достаточно жесткие требования к деятельности управленческих структур.
Государственные и негосударственные органы управления должны быть максимально гибкими и подвижными, чтобы оптимальным образом соответствовать постоянно меняющимся социальным условиям и задачам. В этой связи многие современные социологи (прежде всего, О. Тоффлер) подчеркивают решающую роль знания, информации как определяющего фактора функционирования государства и политической системы в целом. Трансформируя всю жизнь от экономики до культуры, новейшие компьютерные технологии оказывают значительное воздействие на функционирование государства и механизмы реализации политической власти. Происходит смещение властных полномочий, основанных на силе и богатстве, в пользу информационных критериев, определяющих появление новых властных возможностей. Власть в определенной мере переходит к структурам, которые контролируют знания. Постиндустриальное общество как новая « символическая » форма капитала определенным образом подтверждает идеи Маркса и классической политэкономии, предсказавших конец традиционному капиталу. Данный процесс во многом определяет политические реалии конца XX в.
Смотрите также
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...