Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса
Основы современной философии / Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации / Гуманизм как мера духовных и ценностных критериев исторического прогресса
Страница 2

В целом космогенная цивилизация в своем развитии отразила ее сравнительно ограниченные возможности в утверждении реальных гуманных отношений. Низкий уровень производительных сил, основанных на орудийной технике, определял жесткую зависимость человека от классовой, сословной, корпоративной и другой принадлежности. Подлинные гуманистические взгляды формировались в ходе антифеодальной борьбы народа и реформационного движения на основе требований освобождения личности от феодальных и религиозных пут, уважения достоинства человека, достижения счастья на земле, а не на том свете. Эти идеи привлекали многих передовых мыслителей того времени. Гуманизм как высшее содержание духовных отношений между людьми разрабатывался в политических, философских, этических, религиозных концепциях, историко-литературных произведениях, устном народном творчестве. Именно тогда, на заре цивилизации, были заложены основы духовности и культуры, определившие возможность дальнейшего исторического прогресса человечества. Они явились основой для формирования гуманистической возрожденческой мысли, которая определила новый уровень и новый тип гуманизма.

В эпоху Возрождения гуманизм впервые оформляется как идеологически-синтетическая концепция, опирающаяся на развитие всей системы гуманитарного знания. Поставив в центр внимания реального земного человека и опираясь на античные традиции, ренессансный гуманизм воплотил его новое содержание. Под лозунгом совершенствования человеческой природы он отразил интересы нарождающейся буржуазии, третьего сословия, трудовых слоев населения, выступавших за обновление социальной и духовной жизни. Ранний буржуазный гуманизм отвергал средневековую схоластику, стремился сузить сферу религиозного влияния и, вернув человека к себе, преобразовал его и обратил к новым видам деятельности. Человек объявляется самым высоким и прекрасным творением в мире, обладающим безграничными способностями к совершенствованию. Родоначальник возрожденческой мысли Ф. Петрарка писал о необходимости «заботиться о знании природы человека». Оформившись как антропоцентристская мировоззренческая система, гуманизм становится идейной основой всех форм духовной культуры. В эпоху Возрождения впервые выдвигается идея человечества.

В Ренессансе находятся корни техногенной цивилизации Нового времени, основанной на машинной технологии и потребовавшей качественно новых условий для своего утверждения: устранения крепостничества, сословного неравенства, уничтожения привилегий, отношений личной зависимости, различных форм социального угнетения. Идеологи поднимающейся буржуазии выступали с требованиями свободы, равенства и братства, за развитие науки и всех форм духовной культуры и считали просвещение основным средством достижения справедливого общества. Буржуазный тип гуманизма раннего капитализма был чрезвычайно прогрессивен, распространялся на все слои общества и имел более широкое содержание в своих духовных характеристиках. Но в то же время он был ограничен в реализации своих требований эксплуататорской сущностью капиталистического общества, духовным выражением которого он являлся. Капитал превращает человека из цели в средство наживы, а буржуазная свобода для трудящихся оказалась свободой продавать свою рабочую силу.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...

Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...