Важной составной частью гуманистической идеологии, начиная с эпохи Возрождения, становятся учения о необходимости переустройства общества на социалистических началах. Они отразили в своем содержании широкие протесты трудящихся слоев населения против бесчеловечности капиталистических устоев жизни и были связаны с выступлениями народных масс, а затем и формирующегося пролетариата за создание социальных условий, достойных человека. На протяжении всего развития капиталистического общества разрабатываются концепции освобождения человека от эксплуатации и угнетения путем ликвидации частной собственности, уродующей личность и порождающей различные формы ее отчуждения. Социалисты-утописты считали, что введение общественной собственности на средства производства, приобщение всех к трудовой деятельности, вознаграждение по результатам труда позволит преодолеть бедность, невежество, нездоровое соперничество, создать соответствующую систему воспитания. Социалистические учения Нового времени и основанный на них тип гуманизма являлись утопическими, поскольку связывали создание социалистического общества лишь с просветительской деятельностью представителей господствующего класса, рассматривали народ не как активную созидательную силу, способную к самоосвобождению, а как забитую страдающую массу.
В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые разработали теорию социализма, основываясь на научном анализе социально-экономических процессов капиталистического общества. Уже в ранних своих произведениях они связывали построение нового общества с классовой борьбой пролетариата и обосновывали идеологию революционного гуманизма, реально возвышающего человека до уровня творца исторического процесса. Они определяли пути выхода из капиталистической кабалы на основе соединения идеи коммунизма с действительным коммунистическим движением, целью которого является человек как высшая ценность. Эмансипация общества должна затрагивать его экономические и духовные основы и реализоваться в соответствующих политических формах.
Учение Маркса и Энгельса явилось теоретическим фундаментом победы рабочего класса и трудящихся во многих странах мира, подняв миллионные массы до уровня творцов собственной истории. Оно отразило новый и высший уровень гуманизма в рамках возможностей, которые могла предоставить обществу техногенная цивилизация. Марксистская концепция гуманизма, провозгласив в качестве социального идеала всестороннее и гармоничное развитие личности на основе коренного преобразования системы общественных отношений, тем самым в какой-то мере опережала развитие техногенной цивилизации, требовала по своим конечным целям и задачам выхода за ее пределы. Она подготовила переход общества на новый виток цивилизационного процесса, что стало очевидной необходимостью к концу XX в.
Формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация определила новые стратегические цели и социально-идеологические принципы современного бытия. Она потребовала решения назревших проблем общественного развития на основе антропологического детерминизма, определила необходимость разработки гуманизма нового типа. Предоставляя человеку обширные знания о мире, информационное общество высвобождает его из непосредственного процесса производства, оставляет ему лишь функцию контроля. Через технические средства как овеществленную силу знаний оно делает человека подлинным творцом новой социальной реальности. Являясь отрицанием капитализма и социализма как общественных систем, соответствующих техногенной цивилизации, антропогенная цивилизация, ориентируясь на творческие силы человека, реализует в нем все лучшее, что было достигнуто на предыдущих этапах общественного развития: установка на экономический расчет, личные достижения и личную свободу — при капитализме; коллективизм, взаимопомощь, равноправие, трудовой энтузиазм, бескорыстие, чувство перспективы, сознательное регулирование социальных процессов — в социалистическом обществе.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...