Русское Просвещение охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX, когда за "словом" последовало "дело" - восстание декабристов. Оно представляет собой как бы цепь "горных вершин": начальная, еще едва возвышающаяся над подножием, приходится на время царствования Алексея Михайловича; следующая гряда - эпоха Петра Великого, "петровское западничество", впервые вырвавшее Русь из мощных объятий православного Востока и создавшее особый национально-духовный мир - "Российскую Европию"; и, наконец, самая величественная и яркая вершина - время Екатерины II, время "открытых заявлений гуманных принципов" и "научно-гуманитарного движения" [Л.Н. Веселовский].
1. Зарождение русского просветительства. С избранием на царство династии Романовых (1613г.), началась эпоха европеизации России, формирования духовных предпосылок русского Просвещения. Становление этого процесса было обусловлено реформами царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, вызвавшими острую конфронтацию церковных группировок, противостояние "староверов" и "латинщиков" - людей новой идеологии.
а) Старообрядчество. Вторая половина XVII в., с одной стороны, завершала политическую эволюцию русского средневековья, а с другой - открывала новый этап - европеизацию России. Поворот к Западу наметился уже в реформах царя Алексея Михайловича. Перед ним во всей остроте встал вопрос о присоединении Украины к России. Однако дело тормозилось обрядово-вероисповедными различиями. В то время, как западнорусское православие, находившееся под юрисдикцией константинопольского патриарха, придерживалось восточно-христианской традиции, Московская Русь исповедовала особого рода "правоверие", резко отличавшееся от византийского образца. Московиты крестились двумя перстами вместо трех, Сына Божьего именовали Исусом, поясным поклонам предпочитали коленные, аллилуйю пели сугубую, а не трегубую и т.д. Словом, московское христианство представляло собой чисто поместное образование, сложившееся на почве национальной духовности.
Все это с согласия царя Алексея Михайловича начал "исправлять" Никон. Он разослал ко московским церквам и монастырям "память", в которой указывалось, что "не подобает метания творити на колену, но в пояс бы вам класть поклоны, еще же и трема перъсты бы есте крестились". Вслед за тем "трисоставный" (восьмиконечный) крест с изображением распятия заменяется на "двучастный" - четырехконечный. В довершение ко всему патриарх пригласил из Киева ученых монахов для "книжныя справки" - редактирования церковных книг. В Москву прибыли Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий, которые немедля занялись монастырскими библиотеками. Их сразу окрестили сатанинской троицей.
Действия Никона вызвали открытое недовольство не только у духовенства; брожение умов захватило и народные массы, которые незадолго до этого окончательно подпали под крепостническое Уложение 1649 г. Крестьяне выступали за сохранение "старой веры", отвергали все церковные преобразования, стихийно сознавая их связь с новой политической системой. Они толпами снимались с насиженных мест, уходили в глухие леса Севера и Зауралья. Год от года возрастал психоз массовых самосожжений, в огне нередко гибли сотни и тысячи. Не помогали ни преследования правительства, ни анафематствования духовных пастырей. "Святая Русь" не желала становиться "Российской Европией". Сила стала против силы, изматывая и озлобляя друг друга. Русское общество погрязло в глубоком и трагическом расколе.
Смотрите также
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...